Путь к успеху
Любой кризис должен быть шагом к развитию
В Кордайском районе ежегодно появляются новые торговые точки: продовольственные магазины, бутики одежды и бытовой техники. Одним из лидеров на рынке является торговый дом «Флагман», который быстро завоевал доверие покупателей.
Жительница села Кордай Кордайского района Айгерим Жилкибекова вместе с семьей девять лет назад открыла большой торговый дом с широким ассортиментом продукции по привлекательным ценам. Посредством анкетирования в социальных сетях и опроса в торговом зале она определила, какие продукты потребители хотели бы видеть на полках. Сформировала список действительно востребованной продукции, при этом акцент сделала на ценах. Известно, что импортная продукция значительно дороже местной. Поэтому, чтобы привлечь больше покупателей, заключила договоры с местными товаропроизводителями о поставке продукции, проведении промоакций, снижении стоимости за единицу товара за счет большого количества, логистике и так далее.
В торговом доме работает большая команда маркетологов и экономистов, есть коммерческий отдел. Специалисты разработали уникальную торговую политику, тщательно просчитывают и контролируют рентабельность торгового центра.
- Мы систематически мониторим цены у конкурентов, проводим анализ. Если не в состоянии предложить такую же низкую цену, как в другом магазине, значит, по данной позиции пришло время искать другого поставщика, - говорит Айгерим Жилкибекова. - За годы работы я для себя уяснила, что любой кризис должен быть шагом к развитию бизнеса. К примеру, после пандемии в Кордайском районе возник дефицит напитков известной торговой марки Coca-Cola. Местный дистрибьютор не мог предложить товар в нужных объемах, при этом диктуя невыгодные для нас условия по его стоимости. Наши сотрудники из коммерческого отдела сработали оперативно и смогли наладить поставку продукции из других регионов по ценам намного ниже, чем у постоянных поставщиков. Благодаря этому в выигрыше остались наши покупатели. Такая же ситуация складывается и по другим позициям. Так, мы нашли фирму, которая предлагает оригинальные элитные сорта чая по очень привлекательной цене. Заключив договор и сделав закуп, мы выставили этот вид чая на скидочную полку. Кроме того, можем любой товар продать оптом.
Предпринимательница отмечает, что, несмотря на гибкую систему скидок, привлекательные предложения для потребителей, в последнее время снизилась покупательская способность кордайцев. Люди переориентировали свои потребности: если раньше выделяли на продуктовые и непродуктовые товары одинаковую сумму, то сейчас около 70 процентов - на продукты питания. Растет спрос на товары первой необходимости. Увеличилось потребление хлебобулочных изделий, молока, масла, макаронных изделий, круп.
Как известно, в стране определен список из 19 социально значимых товаров, в который входят молоко, хлеб, яйца, мясо куриное, мука, картофель, рис, макаронные изделия, гречневая крупа, сахар. Торговый дом «Флагман» является одной из немногих компаний, которые поддерживают программу по сдерживанию цен на социально значимые товары, и заключила соответствующий двусторонний меморандум с акиматом района.
- Мы взяли на себя добровольное самоограничение в плане наценки: на эти товары мы не повышаем цену более чем на 10-15 процентов от закупочной стоимости. Делаем торговую надбавку только на пять процентов. За счет этого привлекаем не только покупателей в торговый зал, но и заключаем долгосрочные договоры с учреждениями образования на поставку продуктов питания для школьных и дошкольных учреждений, - рассказывает Айгерим Жилкибекова.
Мы сделали обзорцен на социально значимые продукты во «Флагмане». Подсолнечное масло стоит от 665 тенге до 730 тенге за литр в зависимости от фирмы-производителя. Розничная цена килограмма муки первого сорта составляет 278 тенге. Десяток фабричных яиц стоит 490 тенге, гречневая крупа - 237, макаронные изделия - от 400 до 1000 тенге, заводское молоко - от 358 до 700 тенге. Цены опять же варьируются в зависимости от фирмы-производителя. Капуста стоит 120 тенге килограмм, картофель - 198, лук - 75, морковь - 138, свекла - 161, огурцы - 420, помидоры - 660, яблоки - 320 тенге.
Кроме того, во «Флагмане» есть социальная полка, где нуждающиеся могут взять две единицы товара бесплатно. Примечательно, что она никогда не бывает пустой. Есть у «полки добра» и свои спонсоры из числа местных жителей, которые покупают продукты и оставляют их на полке.
Наличие собственной откормочной площадки, где выращивают крупный рогатый скот и овец, также позволяет регулировать цены на продукцию: продают свежее мясо и фарш по приемлемым ценам. А хлебобулочные и кондитерские изделия выпекаются в собственной пекарне.
Как рассказывает А. Жилкибекова, торговый дом всегда старается удовлетворять запросы покупателей. В первый год работы закупали мясо у местных животноводов. Но, к сожалению, оно не всегда отвечало стандартам качества, зачастую объема для реализации не хватало. А так как «Флагман» - это семейный бизнес, где все работают для развития общего дела, на семейном совете было принято решение заняться и животноводством. Сейчас ежедневно в мясном отделе реализуются до 600 килограммов мясной продукции. Говядину продают по 2650 тенге за килограмм.
«Флагманский» хлеб также пользуется у покупателей большим спросом. Технолог выпекает в день до 1500 единиц хлебной продукции. У каждого вида есть свой потенциальный потребитель. К примеру, фирменный безглютеновый хлеб, несмотря на высокую цену, покупатели буквально сметают с полок, еще горячим разбирают и формовой. Постоянные покупатели уже знают время, когда хлеб выкладывают на полки. К слову, цена на формовой хлеб не меняется уже несколько лет - 140 тенге.
Интересен тот факт, что Айгерим Жилкибекова с технологом несколько лет пытались добиться идеального рецепта «солдатского» хлеба - чтобы и текстура устраивала, и вкус. Рецепт все же был найден, составлена технологическая карта, и кордайцы смогли попробовать на вкус настоящий «солдатский» хлеб. А в сентябре директор с технологом побывали на выставке хлеба в Санкт-Петербурге, участвовали в мастер-классе по выпечке новых видов хлебных изделий. Идя в ногу со временем, во «Флагмане» стали выпекать диетические круассаны, которые понравились кордайцам.
Айгерим Жилкибекова считает, что ключевую роль в успехе играет коллектив. Стоит отметить, что часть административно-управленческого персонала составляют бывшие продавцы, консультанты и мерчандайзеры. Для своих сотрудников администрация постоянно устраивает обучающие тренинги и семинары по повышению квалификации.
Предпринимательство - это тяжелая работа, которая требует неимоверных усилий, а отдача проявляется лишь со временем. Но под лежачий камень вода не течет, и «Флагман» уверено завоевывает покупателя, расширяя сферу своих услуг.
Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА