Право

Картонные лошади против аварий

Зоотранспортные происшествия и последствия

Макеты с изображением лошади и патрульных машин установлены на территории Шуского района на дорогах республиканского значения сотрудниками полиции совместно с районным акиматом, сообщает пресс-служба департамента полиции области.

 

На такую вынужденную меру правоохранительные органы пошли для предупреждения и предотвращения ДТП, а также в целях повышения дисциплины среди участников дорожного движения.

Макеты заметны в ночное время суток и непогоду благодаря светоотражающим элементам. Опыт показывает, что такие макеты способствуют соблюдению скоростного режима.

Автомобильные аварии с животными стали настолько частым явлением, что портал государственных услуг eGov.kz даже опубликовал памятку о том, что делать, если попал в ДТП на трассе с животными.

Согласно правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства от 13 ноября 2014 года № 1196, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 2 раздела 7 правил дорожного движения, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, государственный регистрационный номерной знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 раздела 1 ПДД;

освободить проезжую часть дороги, если движение других транспортных средств невозможно;

при необходимости освобождения проезжей части дороги предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия.

В случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия.

Проще говоря, в случае ДТП вам необходимо удостовериться, что нет пострадавших, если есть то вызвать скорую помощь; включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки; если были свидетели происшествия, следует записать их контактные данные. Это может пригодиться при особых случаях; вызвать сотрудников административной полиции (102 – если нет пострадавших / 112 – если есть (звонки бесплатные)) и страховых агентов (телефон можно посмотреть в страховке).

По прибытии сотрудники дорожно-патрульной полиции должны оформить все материалы дела: составить схему ДТП, протокол осмотра места ДТП, административный протокол, направить водителей на медицинское освидетельствование.

Сотрудники дорожно-патрульной полиции также проверяют все ваши документы, рисуют схему и просят отбуксировать транспортные средства в некоторых случаях, когда на месте ДТП транспортное средство затрудняет движения других автомобилей.

Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции выдает вам бланк объяснительной на имя начальника управления местной полицейской службы.

Вы заполняете бланк. В нем обязательно необходимо указать ориентировочное время ДТП, пересечение улиц (напротив чего), государственный номер автомашины, направления движения и детальное описание происшествия, также номер полиса ОГПО.

В правилах дорожного движения указано, как должен перегоняться скот:

24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (в редакции Постановления Правительства РK от 21 октября 2017 года № 667).

24.9 Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики направляют животных ближе к правому краю дороги.

24.10 При прогоне группы животных по дороге или через нее в темное время суток и условиях недостаточной видимости погонщики подают сигналы для предупреждения водителей о нахождении животных на дороге.

Примечание. Сигналом служит круговое движение руки с факелом или фонарем, при этом подающий сигнал находится на расстоянии 10-15 метров от группы животных в сторону приближающегося транспортного средства.

24.11 При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно делится на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.

24.12 Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам и владельцам вьючных, упряжных, верховых животных и скота не допускается:

- оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появление на дорогах с твердым покрытием;

- прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

- вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

Но как показывает практика, животные на дорогах ходят без хозяев.

В нормативном постановлении Верховного суда РК от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» есть четкое разъяснение:

«Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 «Перегон скота» при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части 1 статьи 610 КоАП.

Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1 пункта 8 раздела 24 ПДД РК (владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появления на дорогах с твердым покрытием)».

В этих случаях в суде можно требовать с владельца животного компенсацию за причиненный автомобилю ущерб.

Внезапное появление и нахождение на проезжей части дороги безнадзорного скота, безусловно, является прямым нарушением прав участников дорожного движения на безопасное передвижение по дорогам, допущенное владельцем данного скота.

В результате изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 610 Кодекса, связанных со столкновением транспортного средства и животных, установлено, что в большинстве случаев животные внезапно выбегали на проезжую часть дороги в ночное время, в условиях ограниченной видимости, на участках дорог, где знаки 1.24 и 1.25 не установлены.

Точка в этом вопросе поставлена Верховным судом Республики Казахстан. Так, в абзаце втором пункта 26 нормативного постановления Верховного суда от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» разъяснено следующее. Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 «Перегон скота» при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части первой статьи 610 КоАП. Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1) пункта 8 раздела 24 Правил дорожного движения».

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА