Объединенными усилиями вуз решает проблему технической модернизации
Три крупных негосударственных высших учебных заведения областного центра - Таразский технический институт, Таразский инновационно-гуманитарный университет, Жамбылский гуманитарно-технический университет интегрировались в единый Таразский региональный корпоративный университет (ТарРКУ), объединив более десяти тысяч студентов и около тысячи ученых и преподавателей.
Поставленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым многоплановая задача преобразования всей экономики может быть решена только с помощью высококвалифицированных специалистов различного профиля - от педагогов, экономистов и менеджеров до технических специалистов, организаторов производства с опытом работы и специальным инженерным образованием. Подготовить высококлассных знатоков своего дела можно только в крупных учебно-научных центрах соответствующего уровня.
Сегодня Министерством образования и науки РК взят курс на модернизацию системы высшего образования, направленную на укрепление вузов путем их оптимизации. До недавнего времени в Казахстане на 17 миллионов жителей приходилось 182 высших учебных заведения. Сегодня их численность сократилась до 136.
Считается, что в небольших областных центрах, таких как Тараз или Кызылорда, достаточно иметь по одному государственному и одному частному университету.
В настоящее время ТарРКУ зарегистрирован как юридическое лицо в органах юстиции. Ему выдана новая государственная лицензия на 44 специальности по программам бакалавриата и на 16 специальностей по программам магистратуры.
Уже объявлен приём студентов на 2013-2014 учебный год на очную, заочную и ускоренную (дистанционную) формы обучения по гуманитарным, педагогическим, юридическим, экономическим и техническим специальностям.
Особый акцент в Таразском регио-нальном корпоративном университете будет сделан именно на увеличение численности и улучшение качества подготовки технических специалистов.
Перечень специальностей формируется и расширяется в соответствии с запросами индустриально-инновационного развития Жамбылской области. Стоит отметить, что в развитии технического образования заинтересованы и реальные производства. Таразский технический институт, вошедший в состав нового университета, находится в партнерских отношениях с некоторыми крупнейшими предприятиями - заказчиками технических специалистов, такими как ТОО «Казфосфат», НАК «Казатомпром», «KEGOC» и многими другими.
Но учитывая пятилетний опыт работы ТарТИ, мы можем говорить о том, что в целях успешной пере-ориентации образования на потребности реального сектора экономики сегодня Министерству образования и науки РК необходимо обратить внимание на некоторые проблемные, на наш взгляд, моменты.
Во-первых, создавать и развивать технический факультет неизмеримо труднее, чем гуманитарный. Ведь для подготовки технического специалиста требуется солидная материально-техническая база. Сегодня необходимо разработать программу поддержки данной сферы образования вплоть до оснащения технических факультетов современным лабораторным и учебно-производственным оборудованием независимо от того, государственный это вуз или частный. Ведь все они решают одну общую задачу - подготовку технических специалистов для реального сектора экономики республики.
Во-вторых, необходимо пересмот-реть некоторые критерии оценки деятельности вузов. К примеру, такой показатель, как «наполняемость групп», требующий в академических группах наличие не менее 20 - 25 студентов, имеет смысл только для государственных вузов в плане экономии бюджетных средств. Причем стоит заметить, что увеличение этого показателя только отрицательно влияет на успеваемость и качество подготовки студентов. Считаем, что для оценки работы негосударственных вузов он должен быть исключен. Им нужно дать право самим определять оптимальную численность академических групп. А о результатах учебной работы может сказать уровень качества подготовки специалистов.
В-третьих, при подготовке технических и других специалистов огромное значение имеет производственная практика, трудности с которой испытывают все учебные заведения. Сегодня необходимо не просто продекларировать важность этой формы учебного процесса, но и на государственном уровне заинтересовать производственные предприятия принимать студентов на практику.
В-четвертых, нужно пересмотреть отношение к естественным дисцип-линам (математике, физике, черчению (графике), информатике) в средних учебных заведениях. Наш опыт профориентационной работы в школе показывает, что многие педагогические коллективы, стремясь улучшить показатели Единого нацио-нального тестирования, убеждают учащихся не тратить силы на «трудную» физику, ориентируя их на гуманитарные предметы (историю, гео-графию, биологию). В итоге слабо подготовленная по математике и физике молодежь не решается сдавать ЕНТ по этим предметам. Так, например, начиная с 2009 года из всех грантов, выделяемых предприятиями для обучения местной молодежи в ТарТИ, реализуется только 15 - 20 процентов. Дело в том, что в той местности, где расположены предприятия, нет большого количества выпускников школ, не только решившихся проходить тестирование по физике, но и набравших проходной балл. Ситуация может измениться к лучшему, если при оценке успешности работы средних учебных заведений будут учитываться не только общие баллы по ЕНТ, но и количество школьников, проходивших тестирование по определяющим естественным дисциплинам. В противном случае без этих изменений технические факультеты вузов могут в скором времени вообще остаться без абитуриентов.
Грандиозные стратегические цели, поставленные Президентом РК, Лидером нации Н. Назарбаевым: подъем экономики на основе технологической модернизации, курс на развитие науки и образования, выход на международные рынки с высокотехнологичной конкурентоспособной продукцией, должны быть подкреплены наличием первоклассных кадров и условий для их работы.
Сагат ЖУНИСБЕКОВ, президент ТарРКУ, профессор