Агросектор

Краткосрочные и долгосрочные задачи

Необходим пересмотр общей сельскохозяйственной политики

В своих ежегодных Посланиях Глава государства Касым-Жомарт Токаев предлагает серьезные реформы в сельском хозяйстве. Так, он поручил диверсифицировать посевы, увеличить площади высокорентабельных культур, сократить водоемкие и монокультурные посевы, постепенно переходить от субсидирования к кредитованию и многое другое.

 

Вместо субсидий – доступные кредиты

Ежегодно на субсидирование отраслей АПК Казахстан тратит миллиарды тенге. Однако в скором времени ситуация может измениться. В своем последнем Послании «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Касым-Жомарт Токаев поручил постепенно уходить от субсидирования в сторону кредитования. С этой инициативой я согласен. Считаю, что субсидирование - дело неэффективное. Это иждивенческие настроения, с ними надо заканчивать. К тому же субсидии зачастую получают только крупные сельхозформирования. Да и действующий ныне механизм не покрывает всех затрат.

В настоящее время в нашей области действуют около 30 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств. Порядка 85 процентов сельхозтоваропроизводителей владеют небольшими посевными площадями – от одного до 50 гектаров. То есть у них практически нет возможности воспользоваться механизмами государственной поддержки в виде субсидий. Но как мелким, так и крупным хозяйствам нужны деньги на покупку ГСМ, удобрений и другие затраты. Субсидии получают далеко не все, а те, кому они доступны, получают их с опозданием. Поэтому фермеры не идут сдавать документы на получение субсидий. Ведь тратить время на сбор всех бумаг им не выгодно, так как в сезон каждый час дорог.

Суммы, выделяемые на кредитование АПК через квазигосударственные институты, растут из года в год. В этом году, к примеру, были выделены рекордные 580 миллиардов тенге. Их выдали фермерам под льготные пять процентов годовых. В среднем полтриллиона тенге ежегодно выделяются на субсидирование АПК. Думаю, если часть денег, выделенных на субсидирование, пустить на кредитование, всем будет только лучше. Я же предлагаю кредит выдавать под два процента для пополнения оборотного капитала и покрытия иных потребностей фермеров. Кроме того, нужно упростить процедуру получения кредитов. В банках это очень сложно, отдельную проблему представляют залоги. Их не хватает, и оценивают их по низкой цене. Нужна упрощенная схема кредитования сельхозтоваропроизводителей.

Однако полностью отказываться от субсидирования нельзя. Хотя бы потому, что это – инструмент государственного регулирования отрасли. К примеру, сейчас в Казахстане есть нехватка молока. И государство внедрило субсидии на создание молочно-товарных ферм. Благодаря субсидированию аграрии объединяются в кооперативы.

 

Казахстану нужен агробанк

Казахстан всегда считался аграрно-индустриальной страной. За последний год объем импорта продовольствия в Казахстан вырос до шести миллиардов долларов. Тем временем в регионах большинство фермеров испытывают финансовые проблемы. Для улучшения положения фермеров Казахстану нужен агробанк. Только обеспечив фермеров дешевыми кредитами, мы позволим им увеличить оборотный капитал, что в свою очередь даст возможность фермерам приобрести качественные семена, удобрения, пестициды, технику и ГСМ в достаточном объеме, тем самым увеличить урожайность и объем производства сельхозпродукции, а также экспорт излишков.

Я считаю, что нерешенность данного вопроса в Казахстане является одной из главных причин низкой доходности сельхозпроизводства. А низкая доходность отрасли в свою очередь становится причиной роста цен на продукты питания и доли импорта продовольственных товаров на внутреннем рынке.

Я предлагаю объединить все разрозненные госструктуры, такие, как «Аграрная кредитная корпорация» и «КазАгроФинанс», которые специализируются на кредитовании фермеров, в единый агробанк.

При этом не только государство должно быть учредителем аграрного банка, но и самим фермерам нужно дать возможность стать акционерами этого банка. Аграриям нужны оборотные средства, они должны производить дешевую аграрную продукцию, и это необходимо стимулировать. Также нужно принять специальный закон об агробанке, чтобы он имел подразделения в каждом районном центре. В таком госбанке будут законные основания для оказания услуг по расчетно-кассовым операциям и депозитам, что позволит создать внебюджетные источники фондирования кредитного портфеля.

Создание агробанка позволит контролировать денежные потоки сельчан, объективно оценивать финансовое положение заемщиков и существенно упростить процедуры при кредитовании и микрокредитовании.

Если фермеры наподобие кредитных товариществ сами будут находиться в системе агробанка, то проблемных кредитов будет меньше, возвратность возрастет существенно, и самое главное – не будет коммерческой прибыли у этого аграрного банка. Соответственно, банк будет работать в интересах самих фермеров, предоставляя им дешевые кредиты.

 

Солидарная ответственность изжила себя

Во всех кредитных товариществах есть такое условие по погашению кредита как солидарная ответственность. Согласно пункту в уставе о солидарной ответственности, за просрочку нескольких кредиторов отвечать придется всем. Это условие было призвано обезопасить финансовые институты от неплательщиков. Но чем общие иски могут обернуться для добросовестных фермеров, у которых нет долгов по кредиту? Многие в Жамбылской области по этой причине оказались в непростой ситуации. Солидарная ответственность за кредиты может обернуться для многих фермеров банкротством.

По правилам солидарной ответственности Агрокредитная корпорация подает в суд не на фермеров, не соблюдающих график погашения кредитов, а на все товарищество, в том числе и на фермеров, которые займы вообще не брали. Далее идут судебные разбирательства. Если суд принимает решение о возврате общей суммы долга, это обернется арестом счетов, продажей залогового имущества всех членов товарищества. Хозяйства прекращают свою деятельность. Вырастет безработица, ведь каждый фермер сейчас стабильно обеспечивает работой нескольких сельчан.

Конечно, когда кредитные товарищества только образовывались, без солидарной ответственности было не обойтись. Ведь залога у сельчан не имелось. Вкладывались, кто чем мог. В основном старой техникой, доставшейся в наследство от совхозов и колхозов. Сейчас время другое. Кто развивается, берет кредит, как правило, может обеспечить его залоговым имуществом. Но сегодня такое условие как солидарная ответственность изжило себя.

Требование отменить солидарную ответственность фермеры Жамбылской области выдвигают не первый раз. Аграрная кредитная корпорация – финансовый институт, созданный для поддержки сельских товаропроизводителей. А потому ее политика должна быть гибкой и лояльной. Необходимо предусмотреть возможность корректировки графика погашения кредитов тем, кто из него выбивается. Особенно если на то есть веские причины.

Сегодня пора менять политику финансовых институтов, кредитующих сельское хозяйство. В частности, исключить понятие «солидарная ответственность» из устава кредитных товариществ.

 

Аграрный ликбез

Мы постоянно выезжаем в районы, организовываем встречи, узнаем о проблемах сельчан, рассказываем о новшествах в стране в сфере АПК, даем практические советы по вопросам земледелия и животноводства. Хочу отметить, что фермеры часто нуждаются в консультировании. Этому вопросу акимам районов нужно уделить пристальное внимание. Нам нужна организация, которая будет оказывать фермерским хозяйствам определенные консультационные услуги. Информационно-разъяснительная работа улучшит доступ фермеров к рынкам сбыта, государственной поддержке, современным методам производства и так далее.

Эту функцию могли бы взять на себя представители отделов сельского хозяйства при акиматах районов, а также педагоги из специализированных колледжей и вузов.

Фермерам нужно научиться подсчитывать свои расходы и прибыли, знать, как выгоднее вести хозяйство. Одним выгоднее выращивать овощи, а другие могут получить больше прибыли от зерновых культур. Иногда проблемы в АПК можно решить достаточно простыми и недорогими методами, нужно просто подтолкнуть в правильном направлении. Консультанты бы предложили конкретные советы, объяснили, что делать. На данном этапе акцент должен быть сделан на групповой подход и активное использование средств массовой информации. Хорошие результаты не заставят себя ждать.

Консультации должны касаться тех вопросов и проблем, которые существуют в нашем регионе. Например, придет к ним фермер и спросит, что ему выращивать на своем участке в один гектар: пшеницу или овощи? Консультанты же должны знать, в каком районе урожайность определенных культур выше, где больше рынков сбыта и что лучше продается. Так можно диверсифицировать сельское хозяйство в районах.

Мелкие фермеры не очень открыты к инновациям. Их нужно заинтересовать в получении аграрных знаний.

Это очень серьезный вопрос, так как сельское хозяйство занимает важное место в обеспечении занятости и трудоустройстве населения. Больше половины жителей области заняты именно в сельском хозяйстве.

Информация и знания - это звенья в длинной цепочке развития сельского хозяйства. Советы и консультации помогут фермерам сделать свое производство прибыльным. Именно это является нашей целью, и это достижимо в долгосрочной перспективе.

 

Дорога ложка к обеду

В Жамбылской области в этом году фокус сделан на сахарной свекле, увеличили посевные площади под нее. В этом году ожидается хороший урожай, лучше, чем в последние годы. Проблем со стороны фермеров нет, проблема лишь в несвоевременном финансировании.

Льготное финансирование на весенние полевые работы выделили с опозданием, когда свекла взошла.

Такая же ситуация и во время сбора урожая. Аграриям нужны деньги на уборку урожая, закуп ГСМ, выдачу зарплаты рабочим, аренду техники, транспортировку свеклы, но денег у них нет.

Жамбылцы отправляют сахарную свеклу на Меркенский и Аксуский заводы. До Аксуского завода - 850 километров. Транспортировка очень дорого обходится. На разгрузку уходит не пару часов, а несколько суток, водители ругаются и скандалят. Аграрии вынуждены платить из собственного кармана за ожидание водителей, простаивающих при разгрузке свеклы на заводах.

У нас в этом году были сокращены площади под влагоемкие культуры, но в то же время увеличены площади такой социально значимой культуры, как сахарная свекла. Фермеры смогли свеклу вырастить, но смогут ли заводы переработать такое количество? Я считаю, что нужен пересмотр аграрной политики. Нельзя под свеклу отдавать столько площадей, если нет возможности ее переработать.

Дулат СУЛТАНБЕКОВ,
руководитель областного филиала Ассоциации фермеров Казахстана