Подробности

Главное - любить свою работу

Преданность профессии в сочетании с творческой натурой

Инженер-проектировщик Лариса Лукстина – человек творческий. По ее собственному признанию, она любит рисовать и почитать стихи в свободное от работы время. Лариса Анатольевна тоже пишет стихи, являясь давним участником таразского литературного объединения «Оазис», автором республиканского журнала «Простор». Но мы хотим рассказать о ней как о человеке, верном своему любимому делу на протяжении более полусотни лет.

 

- Моя профессия – инженер-проектировщик, специализируюсь на технологическом проектировании общественных и производственных зданий. По образованию я – инженер-технолог, окончила Джамбулский технологический институт легкой и пищевой промышленности в 1972 году. Получила специальность по технологии пищевых производств, в частности, технологии хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. Отработав по специальности четыре года на кондитерской фабрике и затем в управлении пищевой промышленности города Читы, в 1976 году вернулась в Джамбул. А поскольку работу здесь по специальности найти не смогла, устроилась временно на работу в архитектурно-строительную группу Джамбулского филиала проектного института «Казсельхозтехпроект» на должность техника по копированию чертежей, но так и осталась здесь. Работа меня увлекла, и уже через два с половиной года я заняла должность старшего инженера, а с 1986 года стала руководителем технологической группы. Мы проектировали для тогдашних совхозов станции по обслуживанию комбайнов, гаражи и ремонтные мастерские для сельхозтехники и сельскохозяйственного инвентаря, - рассказывает Лариса Лукстина.

После объединения в 1986 году их проектного института с институтом «Казгипросельхоз», переименованном впоследствии в «Джамбулагростройпроект», объектами проектирования для инженеров стали перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса: консервные заводы (в совхозе «Пригородном»), молочные цеха (в селах Мерке и Бурном), цеха по производству соков вместо винодельческих в Жасуркене, Ушбулаке, хладобойня (в городе Каратау), а также промышленные холодильники, цеха по производству комбикормов, откормочные комплексы для скота, молочные фермы, овощехранилища, птицефабрики и другие сельскохозяйственные объекты.

- Мы проектировали для сел и объекты гражданского назначения – школы, детские сады, столовые, медпункты. Это были годы перестройки, годы реформ, когда возникла необходимость повышения эффективности советской экономики, которая значительно отставала от западной. Работы было много, штат института составлял около 250 человек, поскольку проект – это результат творческого коллективного труда и состоит из разных разделов, в числе которых – генеральный план, технология производства, архитектурно-строительная часть, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, освещение и силовое оборудование, слаботочные сети, проект организации строительства, смета. Моя работа технолога заключалась в подборе оборудования и его расстановке на плане (чертеже), выдаче задания смежным группам на подключение оборудования к коммуникациям, составлении спецификации оборудования и передаче в смету, - рассказала Лариса Анатольевна.

По ее словам, задача это непростая. Ведь в спецификацию по каждому объекту входят 100-200 наименований технологического оборудования и мебели, которые нужно найти по каталогам заводов-изготовителей или поставщиков, учесть при проектировании все технические характеристики, то есть данные по потреблению воды, электроэнергии, пара, количеству выбросов в окружающую среду.

- В тот период ежегодно издавались специальные каталоги оборудования, выпускаемого советской промышленностью. Проекты чаще всего использовались типовые с привязкой к конкретному участку. А затем пришли трудные 90-е годы, когда строительство начало сворачиваться, объем проектных работ уменьшился. В проектных государственных институтах города (а их было три) начались сокращения, а затем они были и вовсе ликвидированы. В то время проектировщики остались без работы и выживали, кто как может. Но зато в этот период открывались частные магазины, аптеки, швейные мастерские, салоны красоты, бани, сауны, станции технического обслуживания автомобилей и другие объекты малого бизнеса. Для этих объектов использовались в основном квартиры первых этажей многоэтажных домов или частные дома. Но ведь ни один объект не строится без проекта, и потому на каждое переоборудование квартиры или дома в нужное предприятие выполнялся проект. В это же время начали строиться автозаправочные станции, потом пошли объекты общественного питания – кафе, рестораны, и для них тоже нужны были проекты. Стали организовываться частные проектные компании, которые и выполняли данную работу, привлекая к ней оставшихся специалистов-проектировщиков, - вспоминает Лариса Лукстина.

Она добавила, что с начала 2000-х годов в нашем регионе активизировалось строительство крупных объектов, финансируемых государством. Это были школы, детские сады, поликлиники, больницы, сельские медпункты, врачебные амбулатории, физкультурно-оздоровительные комплексы, сельские клубы и дома культуры, объекты административного управления.

- Мне приходилось проектировать технологическую часть проекта любого из этих объектов. В этот период я работала в проектной организации «Курылысконсалтинг», а также по договорам в других частных организациях. Но самыми сложными объектами для меня, с точки зрения технологии, были производственные предприятия. Например, нефтебазы, стекольный цех, кирпичный завод, цех первичной обработки шерсти, убойные цеха. Чтобы выполнить проект подобного предприятия, нужно досконально изучить технологический процесс производства – от приемки сырья до выпуска готовой продукции, подобрать оборудование для каждой его стадии, расположить его в проектируемом здании, подключить к коммуникациям. А это совершенно разные производства и разные технологии, - отмечает Лариса Анатольевна.

Сейчас зачастую бизнесмены покупают готовые иностранные проекты, и в таком случае задача проектировщика состоит уже в том, чтобы адаптировать проект в местных условиях в соответствии с казахстанским законодательством.

- Актуальными на сегодняшний день стали проекты тепличных комплексов по круглогодичному выращиванию овощей на гидропонике, полигонов по переработке бытовых отходов, предприятий по переработке пластмасс, по выпуску медицинского оборудования с использованием иностранных проектов. Процесс проектирования требует большого объема информации, инженеры тратят половину своего времени на активный ее поиск, на работу с многочисленными нормами проектирования, санитарными правилами, ГОСТами, инструкциями, каталогами, справочниками, которые к тому же постоянно меняются. Не все выдерживают такой объем информации в работе над проектом, находят другую работу. Только трое из моих учеников стали технологами. Мой общий трудовой стаж на сегодняшний день составляет 52 года, в том числе стаж проектной работы – 48 лет, - с гордостью говорит Лариса Лукстина.

По ее мнению, труд – это основа любого общества, его двигатель. Человек труда – это тот, кто работает, занимается полезным делом: учит, лечит, строит дома, обрабатывает землю, производит товары и услуги, создает новые технологии.

Сама Лариса Лукстина – ярко выраженный трудоголик.

- Это у меня от отца, который все умел делать сам по хозяйству и по дому, был успешен в профессии экономиста. А мама была домохозяйкой, воспитывала нас, пятерых детей. Я вышла на пенсию в 2006 году, но до сих пор работаю в ТОО «Экспертный центр БРК» в качестве эксперта генерального плана и технологического раздела проекта. Кадров для нашей работы не хватает, особенно конструкторов, технологов, сетевиков, - призналась Лариса Анатольевна.

По ее убеждению, именно люди труда обеспечивают экономический рост любого государства, его стабильность и процветание.

- Без трудящихся не было бы ни жилья, ни еды на столе, ни одежды, ни техники и транспорта, необходимых для нашего комфорта. Это профессионалы своего дела, мастера, специалисты. А чтобы стать мастером, нужно знать азы профессии, получить базовое образование, иметь опыт работы, приобрести навык и сноровку в своем деле и соответствующую квалификацию или разряд и, конечно же, любить свою работу, - уверена Лариса Лукстина.

Лариса ГУБАШЕВА