Чем можем удивить?
Гостей привлекают необычные изделия местных мастеров
О том, что Жамбылская область имеет большой туристический потенциал, не говорил и не писал только ленивый. Природные пейзажи и живописные ландшафты, богатый животный и растительный мир, памятники разных исторических эпох - все это позволяет рассчитывать на постоянный приток любителей путешествий по нашей планете. Вопрос только в том, сколько туристов мы сможем привлечь в наши края, и как обеспечим их условиями на месте. Также важно, как будет развиваться бизнес в сфере туризма.
Но при этом есть и такие аспекты в перспективах развития туристического кластера, о которых задумывается совсем небольшое число людей. Наш собеседник сегодня - экоактивист, художник-дизайнер, одна из учредителей Союза художников Тараза, участник общественного объединения Qoloner-Taraz Елена Голубинская. Она на днях вернулась из познавательной поездки в Таджикистан, где много общалась с коллегами по творческому цеху.
- Сначала хотелось бы обозначить точку зрения, которая сложилась у меня давно и укрепилась после поездки в Истаравшан и Худжант, - говорит Елена. - О чем, в первую очередь, заходит речь, когда говорим о развитии сферы туризма в регионе? Первое - транспортная доступность, хорошие дороги до нужных объектов, их освещение, разметка и качество покрытия. «Противотанковые» пути сообщения - не лучшая реклама для гостей из развитых стран. Второе - придорожный сервис, его качество и удобство. Третье - подготовка профессиональных гидов и проводников, это архиважно! И, в-четвертых, сами объекты посещения, типа мавзолеев Карахана, Айши-биби и Бабаджи хатун, комплекса Тектурмас, Акыртас и так далее. Да, все это важно. Но есть и другой аспект посещений, о котором редко заходит речь.
Какие впечатления с собою наши гости-туристы увозят и как эти впечатления закреплены материально? В настоящее время туристам не сложно фиксировать места посещений и свои впечатления, у каждого есть смартфон, фото и видео мгновенно разлетаются по миру, их смотрят тысячи и миллионы людей. Однако такие впечатления, в силу их мимолетности и привычности, быстро проходят, это уже стало банальным. А вот когда из дальних стран человек привозит сувениры, и чем необычнее они, красивее, привлекательнее, тем дольше память о путешествии. И желание вновь посетить эти места появится обязательно. Вопрос в том, что могут предложить ремесленники того или иного региона своим гостям.
В последние годы ремесленничество в Таразе набирает обороты, растет мастерство наших устазов. Недаром подтвержден статус областного центра как города ремесленников.
Мы, члены ассоциации ремесленников, не раз обращались к тем, кто торгует сувенирами у комплекса Айша-биби, Бабаджи хатун, с просьбой взять на реализацию нашу продукцию. Всякий раз нам отвечают отказом под предлогом, что наши изделия слишком дорогие, а для туристов, мол, «сойдут» сувениры китайской массовой промышленности.
И вот приехала как-то туда большая группа туристов из Китая, и наши местные торговцы амулетами стали предлагать им свой товар. Китайцы не купили, естественно, ничего: «Зачем нам свои же изделия, на родине они стоят куда дешевле! Да и везти их назад в Китай - какая же глупость!». Вот и представьте себе, что думают туристы из Европы, Англии и прочих стран, когда им на родине великих мастеров древности предлагают китайский ширпотреб. Вряд ли это добавит привлекательности нашему региону.
А ведь правило наших ремесленников - изделия не только должны быть оригинальными, но и изготовленными из экологически чистых материалов, потому и цена на них такая...
На вопрос, каким видится развитие ремесленничества в Таразе в современных условиях, Елена Голубинская рассказала, что в прошлом году внесла предложения в региональную палату предпринимателей «Атамекен» о взаимодействии.
- К сожалению, мне не ответили, перенаправили запрос в акимат города Тараза, где мои предложения «потерялись». Тогда я пришла на личную встречу с акимом города Тараза Бакытжаном Орынбековым, он выслушал предложения, подключил отдел культуры. В результате нам организовали в 2024 году несколько конкурсов, четырем объединениям были выделены средства, чтобы мы могли пройти аккредитацию к конкурсам. Второй конкурс был для художников области, его организовал областной центр народного творчества с денежными призами для победителей. Проводились также конкурсы поэтов и композиторов, - рассказала она.
Одно из ее предложений было использовать фойе гостиниц, ресторанов для выставок изделий наших ремесленников. Эти объекты бизнеса могли бы принимать на реализацию продукцию наших ремесленников - картины и декоративные изделия с местным колоритом и тем самым повысили бы свою привлекательность для гостей, а туристы могли бы приобрести местные сувениры на память. Такая практика, как довелось убедиться, очень развита в других государствах.
- Этим летом я побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, где в музеях, гостиницах, кинотеатрах, картинных галереях есть магазины сувенирной продукции. Одной из частей туристического хаба как раз и является обмен культурными ценностями, и он должен быть взаимным. Туризм ведь существует в разных видах: этнотуризм, экотуризм, промышленный или ландшафтный, но культурный всегда должен быть важнейшей составляющей. А продажа декоративных и прочих ремесленных изделий стимулирует и интерес к стране, и экономический рост региона, куда приезжают туристы, - продолжает Елена. - В этом плане показателен пример Таджикистана, богатого не столько природными ресурсами, сколько высокой степенью сохранности культурно-исторического наследия. И здесь развитие ремесла поставлено на государственный уровень. Отмечу, что такое развитие не требует больших капитальных вложений, но позволяет развивать и смежные отрасли. Самый простой вариант для Тараза - создать ремесленный городок, привлечь к его организации и региональную АНК. Например, можно предоставить на неделю место для экспозиции того или иного этнокультурного объединения. И среди экспонатов могут быть и изделия ремесленников.
В городе Истаравшане, например, казахстанцам представили ремесленный городок, где на нескольких улочках расположены мастерские одного профиля. Скажем, есть улица гончаров, где создают изделия из глины, керамики, терракоты, причем это ручная работа изумительной красоты. Здесь и крошечные - походные - чайные наборы, всевозможная посуда любых размеров, разрисованные вручную кувшины и вазы, костяной фарфор, просвечивающий на солнечном свету, и так далее.
- Мастера здесь в пятом-десятом поколениях, у них свои ученики, здесь аккуратно передают мастерство из поколения в поколение. Далее улица мастеров ковроткачества, тут тоже есть, на что посмотреть и что приобрести - от небольших ковриков для намаза до огромных напольных и настенных ковров ручной работы с оригинальными орнаментами, - добавляет Елена. - Потрясают воображение улицы кузнецов, металлургов - здесь представлены и металлическая посуда, декоративные бронзовые лампы (сразу вспоминается лампа Алладина), кинжалы из стали, секрет изготовления которых, как говорят, хранится тысячу лет. Демонстрируют изделия из дамасской стали, с узорами на лезвиях, чрезвычайной остроты. Стоит все это недешево и выглядит великолепно! На улице кожевников представлены, обувь и одежда, и декоративные изделия, на улице ткачей - картины и гобелены всех видов и размеров.
Отдельная тема - местные музыкальные инструменты, их изготавливают из дерева (десятки сортов, отдельно для каждой части инструмента), кожи, керамики, бронзы…
Всего на этой территории представлены 134 вида ремесел. Причем для мастеров государством установлены немалые льготы: они платят только за электроэнергию и прочие услуги, нет арендной платы за рабочие и торговые помещения. Этот труд нелегок, требует большого внимания и сосредоточенности, тут заняты и мужчины, и женщины. К слову, ремесленники, по большей части из малообеспеченных семей, проходят бесплатное обучение ремеслу по собственному выбору и потом работают на дому.
На встречу с гостями из Казахстана приезжал и мэр Истаравшана. Он рассказал о том, что делается для развития ремесла, какие предоставлены льготы и как организовано снабжение сырьем.
Еще один момент: в Худжанте действует колледж ремесленников, там обучают гончарному ремеслу, деревообработке, ковроткачеству, ткачеству из тонких тканей, художественной росписи, вышивке, росписи по глине и камню, обработке камня (из него там делают сотни изделий), интерьерному дизайну и другому. Конкурс в колледж, надо отметить, велик.
- Короче говоря, поездка произвела на нас очень большое впечатление, есть с кого брать пример, на кого равняться, - говорит Елена.
У нас, конечно, свои таланты имеются, и самые разные, но для развития ремесла все-таки нужна помощь государства, и очень важно - мощное информационное обеспечение. Вот его-то, как убедились за несколько лет работы организации ремесленников, особенно недостаточно. С другой же стороны, уже несомненно, что реальная поддержка ремесленников позволит не только поднять на новый уровень обслуживания туристов, но и увеличить число гостей, особенно из дальнего зарубежья, в разы.
Вместо послесловия
Национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на рост благосостояния казахстанцев», был принят постановлением Правительства в 2017 году со сроком реализации в 2021-2025 годах.
Проект состоит из пяти направлений, одно из которых - продвижение несырьевого сектора. В проекте говорится, что для продвижения несырьевого сектора «будут выработаны комплексные меры по возмещению затрат предприятий на приобретение и внедрение новых технологий, монтаж оборудования и пусконаладочных работ, а также на повышение квалификации, закуп технологического оборудования и улучшение условий кредитования, в том числе лизинг».
К сожалению, когда разрабатывался Нацпроект, ремесленничество не рассматривалось как важная составляющая туристического бизнеса. Однако по структуре и конечным целям ремесленничество идеально подходит под направление по продвижению несырьевого сектора.
Еще в 2019 году Лестерский Университет и Королевский колледж искусства (Великобритания) опубликовали отчет о результатах ознакомительной поездки в Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Поездка была предпринята для знакомства с организацией сектора ремесел в наших странах. В этом отчете говорится, что «Правительство Казахстана не признает вклада, который ремесленничество может вносить в национальную экономику…». Такой вывод они сделали исходя из наблюдений: отсутствует бизнес-обучение для организаций в секторе ремесел (бизнес-модели, вывод на рынок, разработка продукта, управление цепочкой поставок); нет национального реестра или архива по ремеслам и техникам; слабое государственное финансирование.
С 2019 года состояние определенно изменилось, однако ремесленничество все еще «балансирует» на грани, одна сторона которого - домашние поделки, другая - художественные, качественные, но не совсем «аутентичные» изделия.
Если делать короткие выводы из того, что рассказала Елена Голубинская, то стоит выделить две основные мысли.
Чтобы ремесленничество стало туристически-ориентированным, нужно чтобы изделия были подлинно местными. Как при словах марроканский килим, кашмирская шаль, хохлома, китайский фарфор, возникают определенные ассоциации, так и при номинации товаров из Тараза должны возникнуть узнаваемые образы. Для этого нужна исследовательская и образовательная работа. Например, стоит выяснить, какие именно технические и художественные приемы характерны именно для данной местности, а затем эти знания должны не передавать от мастера к ученику, а давать в учебных заведениях.
Если какие-то приемы и образы утеряны, то нужно попытаться восстановить их при помощи археологов, музейных работников, самих ремесленников. Нужны лаборатории ремесленничества.
Требуется государственная поддержка ремесленничества. Если не специальный нацпроект, то хотя бы включение в существующий «Устойчивый экономический рост». Традиционное изделие требует ручного труда, а это не час и не день работы. Цены, соответствующие трудодням, мало кто может себе позволить. Поэтому для ремесленников, производящих аутентичную высокохудожественную сувенирную продукцию, должны быть выработаны меры поддержки в виде дотаций или других вливаний. Нужна помощь в реализации продукции.
Юрий ЕФИМОВ