Современная азбука
Управляй деньгами, чтобы они не управляли тобой
Президент страны Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана, анонсировал образовательные программы по финансовой грамотности и цифровой гигиене в школах и вузах страны.
Обучение граждан финансовой грамотности с раннего детства является важнейшей составляющей их благополучия. Финансовые навыки формируют базу для ответственного и рационального отношения к деньгам, которое необходимо на всех этапах жизни, начиная с детства. Чем раньше ребенок начинает осваивать основы финансов, тем быстрее он развивает навыки планирования, принятия решений и управления ресурсами.
В Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил: «Широкое проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь людей сопровождается ростом количества разного рода мошенничеств. Мы это уже видим. Поэтому в современных реалиях знание основ экономики и финансов, обладание элементарными цифровыми навыками становится особенно важным. В этой связи хочу отметить проект «Қарызсыз қоғам», инициированный партией Amanat для повышения финансовой грамотности граждан. В прошлом году проект охватил 65 тысяч человек, и в текущем году он будет значительно расширен. Правительству совместно с финрегуляторами необходимо внедрить в школах и вузах образовательные программы по основам финансовой грамотности и цифровой гигиены. Это усилит иммунитет казахстанцев к разного рода мошенническим схемам. Всем уполномоченным органам требуется принять решительные меры противодействия мошенничеству и сопутствующим правонарушениям, от которых страдают добропорядочные граждане».
В настоящее время разрабатывается проект нового Закона «О профилактике правонарушений». «Его реализация потребует консолидации усилий госаппарата и общества. Только в этом случае можно изменить ситуацию, обеспечить верховенство закона и безопасность граждан. Во всех обществах, в нашем в том числе, существуют запросы на такие базовые категории, как справедливость и безопасность. Полноценное удовлетворение этих основных потребностей является надежным показателем эффективности государства», - отметил Глава государства.
Интересная идея
Сейчас специалистам предстоит масштабная работа - проработать учебные программы и качественно внедрить их в действующую систему образования. При этом важно понимать, что ведение уроков по финансовой грамотности в школах и университетах требует особого подхода в зависимости от возраста учащихся и их уровня подготовки. Специалистам стоит учитывать, что финансовая грамотность - это развитие навыков, которые помогут учащимся эффективно управлять своими ресурсами в будущем.
Если верить мировому опыту, финансовую грамотность можно начинать преподавать уже с младшего школьного возраста, то есть с 8-9 лет, постепенно усложняя материал по мере взросления детей. Важно учитывать психологические и когнитивные особенности детей разного возраста. Так, в начальной школе детям лучше всего подходит игровая форма обучения. Они учатся через простые примеры, такие, как экономия карманных денег, понятие «покупка-продажа», изучают основы сбережений. Педагогам необходимо использовать игры и симуляции, например, магазин или банк, которые помогают детям лучше понять, как работают деньги.
В обучении подростков 12-15 лет уже можно переходить к более сложным понятиям: бюджеты, кредиты, проценты и даже начальные концепции инвестирования. Дети уже могут учиться вести собственный бюджет, распознавать необходимость планирования расходов и изучать основы финансовых операций. В старшей школе учащиеся уже могут освоить более продвинутые темы, такие, как налоговая система, управление долгами, кредиты, банковские услуги, защита от финансовых мошенничеств и основы инвестирования.
Как отмечают специалисты, детям важны примеры из жизни, чтобы видеть, как знания применимы на практике. Это может быть ведение виртуального бюджета или участие в игре, где они управляют ресурсами. Финансовые игры, симуляции и квесты помогают закрепить знания в развлекательной форме. Например, игра «Монополия» может оказаться отличным способом объяснения принципов управления финансами.
Но не стоит перегружать детей сложными терминами. Важно, чтобы каждое новое понятие было связано с их повседневной жизнью.
Студентам финансовая грамотность может преподаваться уже на более глубоком уровне, так как они уже сталкиваются с необходимостью управления финансами: оплачивают учебу, снимают жилье, планируют расходы. У них могут быть кредиты или стипендии, и важно, чтобы они понимали, как управлять средствами эффективно.
Например, интересными темами для студентов могут оказаться бюджетирование и планирование расходов: как составить личный или семейный бюджет, распределить доходы и расходы, что такое «подушка безопасности». В таком возрасте необходимо донести важность разумного использования кредитов, способы рассчитать проценты по займам, управление задолженностями, кредитные рейтинги.
Опять же, если верить мировому опыту, то со студентами лучше работают реальные примеры. Студенты лучше всего готовы изучать не придуманные, а фактические истории. Например, можно разбирать кейсы неправильного использования кредитов или ошибки инвестирования. Важно вовлекать студентов в обсуждения и анализировать их собственный опыт, что поможет лучше усвоить материал.
Многие студенты пользуются мобильными приложениями для управления деньгами и онлайн-банкингом, и это может стать частью уроков, ведь обучение кибербезопасности и цифровой гигиене - это целое направление финансовой грамотности.
Мировой опыт показывает, что обучение финансовой грамотности с раннего возраста ведет к положительным результатам. Примером успешной программы является инициатива в США Jump$tart Coalition for Personal Financial Literacy, которая направлена на повышение финансовой грамотности среди молодежи. Исследования показали, что дети, прошедшие программы финансового образования, в зрелом возрасте более ответственно подходят к вопросам управления финансами: избегают долгов, формируют сбережения и более эффективно распоряжаются доходами.
В Великобритании обучение финансовой грамотности включено в школьную программу с 2014 года. По данным исследований, после введения программы процент подростков, обладающих базовыми навыками управления финансами, увеличился на 20 процентов.
Также есть успешный пример Новой Зеландии, где программа финансовой грамотности для школьников привела к снижению уровня детских долгов на 15 процентов и улучшению навыков по управлению карманными деньгами.
Точное замечание
Продолжение образовательных инициатив, направленных на повышение финансовой грамотности и цифровой гигиены, представляется особенно важным в свете статистики по мошенничествам и правонарушениям в цифровом пространстве. По данным Национального банка Казахстана, за последние пять лет количество случаев мошенничества с использованием цифровых технологий возросло более чем на 30 процентов. Одновременно с этим увеличивается объем финансовых операций через Интернет - по итогам прошлого года на долю безналичных расчетов пришлось более 80 процентов всех транзакций в Казахстане.
Стоит отдельно отметить проект «Қарызсыз қоғам», упомянутый Главой государства, который показал свою эффективность. В прошлом году 65 тысяч казахстанцев прошли обучение основам финансовой грамотности. Программа включает в себя курсы по управлению личными финансами, планированию бюджета, разумному использованию кредитов и защите от финансового мошенничества. По данным организаторов, после завершения программы более 40 процентов участников сообщили об улучшении своей финансовой ситуации, а уровень осведомленности о рисках необдуманного кредитования увеличился в два раза.
Примером успешного внедрения программ по финансовой грамотности является также опыт соседних стран. В частности, в Узбекистане в 2022 году была реализована национальная программа по обучению населения финансовой грамотности, что привело к снижению случаев мошенничества на 12 процентов и росту уровня сбережений среди населения.
Цифровая гигиена наряду с финансовой грамотностью становится все более актуальной темой. В 2023 году в Казахстане было зафиксировано более 18 тысяч случаев кибермошенничества, связанных с хищением личных данных, взломом банковских аккаунтов и распространением фальшивых инвестиционных предложений. Президент Казахстана подчеркнул, что образовательные программы должны включать базовые знания о кибербезопасности: как защищать свои данные, распознавать мошеннические схемы, избегать фишинговых атак и сохранять приватность в Интернете.
Одним из успешных примеров является введение в некоторых школах и вузах Казахстана пилотных программ по цифровой гигиене, в рамках которых учащиеся изучают основы безопасного поведения в Сети. В результате, согласно данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, в регионах, где такие программы уже действуют, на 20 процентов снизилось количество обращений граждан, пострадавших от интернет-мошенничества.
Проект нового Закона «О профилактике правонарушений», о котором говорил Президент, направлен на создание системы раннего предупреждения преступлений и правонарушений, в том числе в цифровой сфере. Реализация этого закона потребует тесного сотрудничества государственных органов, учебных заведений и общественных организаций, чтобы обеспечить широкое информирование и защиту населения. Ожидается, что новые меры позволят снизить уровень киберпреступности и укрепить доверие граждан к государственным структурам.
Таким образом, внедрение программ по финансовой грамотности и цифровой гигиене станет важным шагом в формировании устойчивого и безопасного общества, где каждый гражданин сможет эффективно защищать свои финансы и данные.
Не цель, а путь
В детстве дети получают первые уроки взаимодействия с деньгами через карманные деньги, семейные разговоры о бюджете или покупки. Однако обучение финансовой грамотности не должно заканчиваться в детстве. Финансовый мир постоянно меняется, и взрослым важно продолжать свое образование на протяжении всей жизни. Это особенно актуально в современную эпоху цифровизации, когда появляются новые финансовые инструменты, банковские продукты и способы мошенничества. Без регулярного обновления знаний и навыков люди могут столкнуться с трудностями в принятии правильных решений, связанных с кредитами, инвестициями или защитой своих данных.
С возрастом человек сталкивается с более сложными вызовами: покупка жилья, кредиты, инвестиции, пенсионные накопления. На этом этапе необходимо иметь более глубокое понимание таких вопросов, как управление долгами, составление долгосрочного бюджета и выбор выгодных финансовых инструментов. Важно постоянно обновлять свои знания и не бояться учиться новым финансовым стратегиям, адаптированным под меняющиеся условия.
В зрелости, пожилом возрасте и в старости финансовая грамотность также играет ключевую роль. Планирование пенсионных сбережений, управление активами и защита от финансовых мошенников становятся важными навыками. Люди, обладающие хорошими финансовыми знаниями, с большей вероятностью обеспечат себе достойную старость и сохранят контроль над своими ресурсами.
По мере приближения к пенсионному возрасту особенно важно понимать, как управлять накопленными средствами, как эффективно инвестировать и как минимизировать риски. Финансовая грамотность помогает людям сохранять независимость и уверенность в будущем.
Помните, что обучение финансовой грамотности - это долгий процесс, который начинается с детства и продолжается на протяжении всей жизни. Это не разовое знание, а постоянно обновляемый набор навыков и стратегий, которые помогают принимать ответственные финансовые решения. Только обладая этими знаниями на каждом этапе жизни, человек может строить устойчивое и безопасное финансовое будущее, избегать ошибок и сохранять уверенность в своих ресурсах.
Алексей ПОЛЯКОВ