Комментарии

Когда станет лучше

Потребительская уверенность выросла

Пятнадцатый месяц Freedom Finance Global изучает потребительскую уверенность, инфляционные и девальвационные ожидания жителей Казахстана. Следует отметить, что девальвационные ожидания в стране в целом остались на прежних уровнях.

 

Индекс потребительской уверенности в Казахстане в сентябре показал частичное восстановление после августовского падения и вырос с 101,9 до 102,7 пункта. Улучшение настроений случилось по трем из пяти субиндексов. Наибольшее увеличение произошло по прогнозам изменений экономической ситуации в горизонте одного года. В сравнении с прошлогодним сентябрем CCI вырос на 2,7 пункта во многом благодаря значительному улучшению оценок изменений личного материального положения.

Субиндекс прогнозов изменений экономической ситуации в горизонте следующих 12 месяцев вырос на заметные 7,1 пункта, достигнув 131,3 пункта, что является вторым лучшим результатом этого года. Доля тех, кто считает, что экономическая ситуация улучшится, выросла с 49,3 процента в августе до 53,1 процента в сентябре.

В возрастном разрезе рост происходит по всем группам, но наиболее сильное улучшение фиксируется среди людей 45–59 лет. Доля позитивно настроенных респондентов в этой группе выросла с 45,8 до 51,7 процента. Тем не менее это все равно является наименьшим показателем среди всех возрастных групп. Лучший результат продолжает показывать молодежь до 29 лет, среди представителей которой аналогичная доля достигла 55,8 процента.

В сравнении с августом наибольшее падение показывает субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок, который снизился на 5,2 пункта и достиг 71,3 пункта. Этот результат является самым низким за последние пять месяцев. Доля казахстанцев, считающих, что условия для покупок являются благоприятными, уменьшилась с 32,8 до 30,2 процента.

Среди возрастных групп наибольшее падение уровня оптимизма наблюдается у молодежи до 29 лет (доля положительных ответов упала с 41,8 до 36,8 процента) и респондентов 30–44 лет (доля положительных ответов снизилась с 33,4 до 28,6 процента). При этом в других возрастных группах динамика не была негативной. Доля респондентов 45–59 лет, отмечающих благоприятность условий для крупных покупок, не изменилась, а у старшего поколения от 60 лет показатель, наоборот, вырос до 26,1 процента. Но этот результат является худшим среди всех возрастов.

Инфляционные оценки жителей Казахстана немного выросли в сентябре после рекордно низких показателей августа. За прошедший месяц 39,7 процента жителей (в августе – 37,6 процента) заметили сильный рост цен. А в горизонте прошедшего года произошло небольшое падение доли заметивших более быстрое увеличение цен: с 51 процента в августе до рекордного минимума в 50,8 процента на момент исследования.

Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным оценкам и ожиданиям показало существенный рост пессимизма после многомесячных минимумов августа. Согласно его данным, доля ожидающих сильного роста цен в течение года выросла с 20,9 до 24,3 процента. Тогда как в горизонте одного месяца аналогичный показатель резко вырос с 14,7 до 19,5 процента. Инфляционные оценки в разных временных горизонтах показали разнонаправленное движение. Если по оценке роста цен за последний месяц произошло увеличение доли респондентов с 26 до 29 процента, то доля указывающих на быстрый рост цен за предыдущие 12 месяцев снизилась с 43,4 до 42,7 процента, что является вторым самым низким значением с апреля 2020 года.

Среди отдельных товаров и услуг большинство респондентов все еще волнует существенный рост цен на продукты питания. Топ-4 наиболее заметно подорожавших для населения товаров остается неизменным одиннадцатый месяц подряд. В него входят категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Тем не менее в среднем доля людей, заметивших сильный рост цен всех вышеперечисленных продуктов, упала на 4,4 пункта. По овощам и фруктам показатель снизился с 32,6 до 27,2 процента, что является минимумом за все время исследования. Также заметно (на 4,9 пункта) упала доля людей, выбравших молочные продукты, а сам показатель достиг 31 процента, что лишь на 0,2 пункта выше рекордного минимума. Согласно официальной статистике, цены на молочные продукты выросли в сентябре лишь на 0,4 процента, а на мясо – на 0,2 процента. Цены на фрукты и овощи также сезонно подешевели на 3,6 процента в сравнении с августом.

Девальвационные ожидания казахстанцев в сентябре оставались на высоком уровне, хоть и показали небольшое снижение после незначительного сентябрьского укрепления тенге. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, упала с рекордных 58,7 до 57,5 процента. А в горизонте одного месяца произошло снижение с 35,7 до 35,2 процента. Отметим, что в сравнении с прошлым сентябрем доля пессимистов выросла на 1,1 пункта по первому вопросу и уменьшилась на 3,3 пункта по второму.

Данияр ОРАЗБАЕВ,
инвестиционный аналитик Freedom Finance Global,
«Курсив»,
фото из открытых источников