Для здоровой конкуренции
Либеральный подход не мешает строгому контролю
Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан обнародовало информацию о наиболее значимых событиях в сфере антимонопольного регулирования и конкурентной политики в Республике Казахстан за девять месяцев текущего года.
Совершенствуется законодательство Республики Казахстан в области защиты конкуренции. В частности, 6 апреля 2024 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» (введен в действие 8 июня текущего года).
Законом предусмотрены три базовых направления в сфере конкуренции.
В Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что «для дальнейшей демонополизации экономики требуются институциональные решения. Следует на законодательном уровне определить понятие «конгломерат». Связанные друг с другом субъекты рынка обязаны получать разрешение на экономическую концентрацию. Все их сделки должны тщательно проверяться, в том числе на признаки применения нерыночных цен».
В рамках выполнения этого поручения агентством разработано определение конгломерата, актуальное с точки зрения антимонопольного регулирования. В частности, определены квалифицирующие признаки конгломерата: наличие доминирующего (монопольного) положения на товарном рынке (без наличия доли субъект не обладает «рыночной властью»); одновременное присутствие субъекта на смежных товарных рынках.
Образование конгломератов приводит к высокой степени рыночной концентрации, возникновению барьеров входа на товарные рынки, избирательному покровительству и фаворитизму со стороны государства. Монопольные группы компаний, пользуясь ограниченными ресурсами и инфраструктурой, ограничивают доступ других субъектов на соответствующие и смежные товарные рынки.
Кроме понятия конгломерата предусмотрено ведение реестра конгломератов, а также проведение анализа и мониторинга их деятельности. В целях обеспечения контроля за созданием конгломератов предложена поправка в статью 205 Предпринимательского кодекса РК (далее – кодекс) по проведению анализа вертикальных слияний и поглощений,
совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
В целом указанные поправки позволят предупредить необоснованный рост цен на монопольную продукцию крупных холдингов и тем самым снизить экономическую нагрузку и предельные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих данную продукцию при реализации товаров либо оказании услуг.
В Послании народу Казахстана 1 сентября 2023 года Глава государства отметил, что одной из серьезных проблем является, по сути, отсутствие у антимонопольного органа возможности принимать оперативные меры для устранения нарушений.
В целях недопущения искусственного торможения, принятых антимонопольным органом решений, Президент поручил внести в Парламент законодательные поправки по исключению приостановления административных актов Агентства по защите и развитию конкуренции в случае их обжалования.
В реализацию указанного поручения в закон включены поправки по отмене приостановления уведомления в случае его обжалования; отмене приостановления приказа о начале антимонопольного расследования в случае его обжалования; отмене приостановления иных действий должностных лиц антимонопольного органа в рамках расследования в случае их обжалования; исключению приказа об утверждении заключения по результатам расследования (завершением расследования будет подписание заключения).
В целях снижения регуляторной нагрузки на бизнес в закон включены поправки по сокращению количества сделок, требующих предварительного согласования антимонопольного органа, и полному выведению из под регулирования сделок с некоторыми активами (земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения/части помещений, объекты незавершенного строительства, не имеющие промышленного назначения).
Также предусмотрено сокращение отчетности о проведенных торгах и закупках, предоставляемой в антимонопольный орган субъектами предпринимательства.
В реализацию поручения Главы государства, озвученного на расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года, разработан и принят Указ Президента от 8 мая 2024 года № 542 «О мерах по либерализации экономики», направленный на обеспечение свободы предпринимательства путем развития конкуренции, сокращения государственного участия в экономике, снижения издержек бизнеса.
Предусмотрен ряд конкретных мер в целях развития конкуренции на товарных рынках, связанный в том числе с вопросами ценового дерегулирования и устранения перекрестного субсидирования в ценообразовании, развития биржевой торговли, доступа к мерам государственной поддержки и государственным закупкам.
Законом предусмотрены меры, направленные на эффективное сокращение доли государства в экономике. В частности, приказом председателя агентства от 28 мая 2024 года при агентстве создан Национальный офис по приватизации. В его состав включены заместители первых руководителей госорганов, акимы областей, городов республиканского значения, столицы, депутаты Мажилиса Парламента, субъекты квазигосударственного сектора, члены экспертного сообщества и НПП «Атамекен».
Реализация Указа позволит обеспечить выработку критериев к государственным объектам, подлежащим приватизации, проведение анализа деятельности квазигосударственных структур на предмет передачи их непрофильных активов в частные руки, формирование перечня государственных активов, подлежащих передаче в конкурентную среду с определением методов и условий их реализации. Формирование условий приватизации теперь будет осуществляться Национальным офисом, что исключит факты необоснованного затягивания процедур, завышения требований к потенциальным покупателям и укрупнение активов с рисками монополизации. При формировании плана приватизации будет реализован заявочный принцип, предусматривающий приватизацию по инициативе предпринимателей.
На заседании Национального офиса в июле утверждены стратегические направления и подходы к приватизации на 2024-2028 годы. Инициативы направлены на ускорение экономической либерализации, уменьшение доли государства в экономике и привлечение инвестиций. Представлены планы по снижению государственного участия в предпринимательстве. Среди объектов для приватизации оказались исследовательские институты, сервисные предприятия, а также коммунальные учреждения, включая автобусные парки и службы озеленения.
Наряду с этим представители Агентства по защите и развитию конкуренции указали на широкое распространение практики создания подведомственных предприятий, на которых перенесена часть функций государственных органов по разработке, аналитическому сопровождению реализации государственных программ и иных государственных функций.
Другой практикой стало создание государственных операторов, через которых осуществляется реализация отраслевых программ развития и контроль за товарными рынками. Эти формы государственного участия будут исключены в рамках текущего этапа приватизации.
Агентством представлен также анализ работы по устранению барьеров входа на товарные рынки. С начала текущего года устранены восемь барьеров. Принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса», предусматривающий изменения в статью 245 кодекса, исключающие норму по ценовому регулированию медицинской техники. Снят барьер для развития конкуренции, связанный с ограничением конкуренции в сфере озеленения. Внесены поправки в Типовые правила создания, содержания и защиты зеленых насаждений населенных пунктов (приказ министра экологии и природных ресурсов РК от 23 февраля 2023 года № 62).
Приказом и.о. министра здравоохранения РК от 4 мая 2024 года № 18 внесены изменения в приказ от 11 января 2022 года № ҚР ДСМ-2 «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека».
Устранен барьер для развития конкуренции, связанный с представлением компанией Google преимущественных условий для собственных мобильных приложений и сервисов. В частности, Google внедрил демонстрацию двухфакторного «непропускаемого» окна выбора, осуществляющейся на действующих мобильных устройствах при первом запуске браузера Chrome после его обновления (автоматически или вручную) до соответствующей версии, в которую «встроено» окно выбора.
Снят также барьер, связанный с возможностью работы виртуальных операторов. Законом РК от 21 мая 2024 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излишней законодательной регламентации» внесен ряд поправок в отраслевое законодательство в части возможности работы виртуальных операторов.
Так, в Закон РК «О связи» введено понятие виртуального оператора сотовой связи – оператора связи, использующего инфраструктуру одного либо нескольких операторов сотовой связи для предоставления услуг сотовой связи.
Помимо этого, Агентством разработаны и внесены поправки в приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 13 июня 2022 года № 15 «Об утверждении Правил равного доступа к ключевой мощности», регламентирующие порядок распределения доступных объемов нефтепродуктов в период дефицита топлива.
А Министерством здравоохранения Республики Казахстан внесены изменения в правила, в части исключения нормы об обязательной ежегодной регистрации или перерегистрации цены на лекарственные средства.
Устранен барьер для развития конкуренции, связанный с предоставлением преимуществ субъектам рынка, реализующих приборы учета воды. Теперь обеспечена прозрачность подачи заявлений поставщиками приборов учета воды и информационно-измерительной системы, а также принятия решений субъектами естественных монополий о выдаче разрешений на эксплуатацию информационно- измерительной системы коммерческого учета воды.
В целях обеспечения прозрачности работы товарных бирж и использования преимуществ биржевой торговли агентством на постоянной основе проводится анализ и мониторинг деятельности товарных бирж, а также профилактический контроль с посещением субъектов контроля. Выявлены четыре нарушения, выданы предписания об их нарушении. К административной ответственности по статье 464 КоАП по факту нарушения установленных законодательством РК норм лицензирования, в том числе несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к лицензируемым видам деятельности, привлечены четыре товарные биржи.
В ходе мониторинга мер государственной поддержки специалисты Агентства по защите и развитию конкуренции проанализировали деятельность акционерных обществ «Центр развития торговой политики «QazTrade» и «Казахстанский центр индустрии и экспорта» (далее – QazIndustry).
В деятельности АО «ЦРТП «QazTrade» выявлены признаки нарушений законодательства, а именно факты необоснованного затягивания сроков рассмотрения заявок. Согласно законодательству, максимальный срок рассмотрения заявки на получение господдержки составляет три месяца. Однако установлено, что срок рассмотрения и принятия решения мог доходить до 500 дней. Кроме того, в отдельных случаях не были зарегистрированы заявки предпринимателей в день поступления, тем самым создавались дискриминационные условия.
В адрес АО «ЦРТП «QazTrade» вынесено уведомление о наличии в его действиях признаков нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции. Ввиду неисполнения уведомления, начата процедура расследования.
Согласно законодательству, QazIndustry возмещает часть затрат, направленных на повышение производительности труда и на продвижение товаров, работ и услуг субъектов промышленно-инновационной деятельности на внутренний рынок. В ходе мониторинга в действиях QazIndustry признаки нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции не установлены. В целях развития конкуренции на внутреннем рынке агентством внесены рекомендации по рынкам реализации арматуры и оказания сервисных услуг по добыче твердых полезных ископаемых. Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2024 года № 191 при осуществлении государственных закупок установлено изъятие из национального режима арматуры, происходящей из иностранных государств. Вместе с тем введен запрет на вывоз стальных заготовок за пределы РК.
В Кодекс «О недрах и недропользовании» внесены поправки в части обеспечения перехода на учет запасов и ресурсов по методологии CRIRSCO. Также в него внесены изменения в части предоставления прав на недропользование по твердым полезным ископаемым местным и иностранным инвесторам исключительно через аукционы.
В целях обеспечения прозрачности результаты проведенных аукционов публикуются в открытом доступе на платформе «е-Qazyna.kz».
Подготовила Гульжан АСАНОВА