Меню

Когда история спорит

В дебатах рождается истина

Когда история спорит Когда история спорит

В современном мире школа сталкивается с задачей заинтересовать учеников и дать им инструменты для критического осмысления информации. Это особенно актуально для уроков истории, где важно не только запомнить даты и события, но и понять, почему эти события произошли и как они повлияли на нашу страну и мир.

 

Учитель истории гимназии № 24 Хусейн Сарымамед-оглы, работающий уже четвертый год, нашел способ привлечь внимание учеников к обучению с помощью дебатов.

Как рассказал нам педагог, дебаты - это не просто спор или состязание в красноречии, а важный метод, который учит анализировать и критически оценивать информацию.

- В основе дебатов лежит способность к аргументации: каждый участник должен защищать свою позицию на основе фактов, а не эмоций. На уроках истории это особенно полезно, так как позволяет ученикам взглянуть на исторические события с разных сторон и понять их многогранность, - объясняет учитель.

Педагог использует дебаты в восьмых, девятых и десятых классах для обсуждения спорных и сложных тем. Например, темы вроде «Преимущества и недостатки эпохи колонизации в истории Казахстана» или «Роль личности в истории» идеально подходят для подобного подхода. Дебаты помогают увидеть, как одно и то же событие может восприниматься по-разному в зависимости от угла зрения. Такой метод способствует более глубокому пониманию темы, а также помогает ребятам усваивать материал намного лучше, чем при обычном изложении.

- История - это не просто события, но и их причины и последствия, которые всегда могут вызывать разные мнения. Дебаты позволяют ученикам не просто выучить материал, а начать думать, анализировать и выстраивать свою точку зрения, - объясняет Хусейн Сарымамед-оглы.

На уроках историк делит учеников на команды и предлагает им обсудить резолюцию, которую они получают заранее или прямо на занятии. Темы варьируются - от политических и социальных вопросов до исторических событий, которые оставили глубокий след в Казахстане и за его пределами. Каждая команда готовит аргументы за и против, обращаясь к фактам и первоисточникам. Учащиеся изучают исторические документы, статьи и книги, чтобы защитить свою позицию перед другими.

- Я специально выбираю актуальные и значимые темы, которые помогут учащимся сформировать осознанную позицию на события в мире. Кстати, вне уроков школьники могут продолжить участвовать в дебатах в рамках школьных дивизионов. Школа организовала две группы: дивизион «А» - для опытных игроков, учащихся 10-11-х классов, и дивизион «Б» - для новичков из восьмых-девятых классов. Это дает возможность каждому ученику попробовать себя в дебатах, независимо от уровня подготовки. Регулярно проводятся внутришкольные турниры, где учащиеся соревнуются, оттачивая свои навыки, а самые успешные из них готовятся к городским и областным соревнованиям, - рассказывает Хусейн Сарымамед-оглы.

Неудивительно, что такой подход к обучению приносит результаты. За свою работу учитель получил звание «Лучший областной судья по дебатам» и «Лучший наставник по дебатам», а его ученики завоевали призовые места на городских и областных турнирах. Ребята получают награды в номинациях «Лучший спикер» и «Лучший аналитик», что говорит о высоком уровне подготовки.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Самые читаемые статьи недели: