Перестройка, антиалкогольная кампания и новое мышление
О жизни советских людей в середине 80-х
Областная газета «Знамя труда» за свою долгую историю запечатлела важнейшие события минувшей эпохи. В предыдущих номерах мы напомнили вам о том, что происходило в 50-е, 60-е и 70-е годы прошлого века. А новое повествование начнем с 1985 года, когда началась перестройка.
На самом старте тех преобразований, что должны были сделать нашу жизнь лучше, сытнее и богаче, наибольшее впечатление произвела антиалкогольная кампания, до сих пор носящая имя автора перестройки Михаила Горбачева.
В 1983-1985 годах в СССР сменились подряд три Генеральных секретаря КПСС: Леонида Брежнева сменил Юрий Андропов, того - Константин Черненко, а уже его - Михаил Горбачев. Михаил Сергеевич дал надежду на перемены в застывшей жизни развитого социализма. Но пока не начались глобальные преобразования, разящий меч партии при поддержке народа обрушился на гидру пьянства и алкоголизма.
Люди, которые в сознательном возрасте застали конец 80-х, прекрасно помнят сухой закон в СССР 1985-1991 годов. Этот период также называют «сухим законом Горбачева». Термин подразумевал полный (а где-то и частичный) запрет на продажу спиртосодержащей продукции.
Исключение составило производство спирта для промышленных и медицинских нужд. Для мирового сообщества такая кампания не была чем-то новым. Но именно она запомнилась гражданам СССР из-за своей продолжительности. Был ли эффективным запрет? И стоила ли игра свеч?
По замыслу руководства страны, сухой закон должен был постепенно привести к абсолютной трезвости всех граждан. Хотя эта мера не устранила все причины пагубной алкогольной зависимости, удалось исключить доступность спиртных напитков.
8 мая 1985 года в газете «Знамя труда» было опубликовано постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и постановление Совета министров СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени реализации.
Позднее, 16 мая 1985 года, опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.
По указу запрещены были продажа алкоголя лицам моложе 21 года; реклама винно-водочной продукции и распитие спиртных напитков. Запреты коснулись телевидения, радио, театра и кино. Под новый 1986 год по ТВ даже не показали, вопреки традиции, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», поскольку он «в идиллическом свете показывал процесс пьянства».
Действовал полный запрет на продажу водочной продукции во всех заведениях общественного питания, кроме ресторанов. Запрещена торговля алкоголем вблизи образовательных учреждений всех типов, больниц, санаториев, промышленных объектов и зон отдыха. Под ограничение попало и время продажи алкоголя. Алкоголь теперь был доступен только с 14.00 до 19.00 и только в специализированных отделах. Количество таких точек регулировалось местными чиновниками.
Правительство планировало постепенно сокращать производство спиртных напитков, а к 1988 году полностью прекратить производство вин. Руководителям госорганов, комитетов Коммунистической партии и предприятий категорически запрещалось употреблять спиртные напитки вплоть до исключения их из рядов партии.
Произошло резкое сокращение производства алкогольных напитков. Несколько раз поднимались цены на водку: популярная «aндроповка», которая стоила до начала кампании 4 рубля 70 копеек, исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешeвая водка стоила 9 рублей 10 копеек. По тем временам сумма немалая, ведь месячная зарплата в 150-160 рублей считалась приличной.
Поначалу сокращение производства крепких алкогольных напитков сопровождалось расширением производства вина и пива, а затем сократили производство всех алкогольных напитков, даже пива. По некоторым данным, в период антиалкогольной кампании было уничтожено 30 процентов виноградников по всей стране.
Если быть точным, то Михаил Горбачев был не первым, кто ввел сухой закон в СССР. Подданные Российской империи и граждане Советского Союза ранее сталкивались с антиалкогольными кампаниями много раз: в 1894-1914, 1918-1923, 1929, 1958, 1972 годах.
Броский лозунг «Пьянству - бой!» широко вошел в обиход именно в 1972 году. А в 1985 году эта рубрика стала постоянной в газете «Знамя труда».
Сухой закон Горбачева имел поистине гигантский размах. Ради борьбы с пьянством государство резко сократило доходы от продажи спиртных напитков. Пропаганда трезвого образа жизни в СССР приобрела грандиозные масштабы.
Традиционно принято этот закон ругать и даже считать его одной из причин развала СССР. Но, как правило, доморощенные критики забывают о том, что в 1985-1990 годах произошел резкий скачок рождаемости, уменьшилось количество пациентов в психиатрических больницах, снизилось количество преступлений на почве злоупотребления алкоголем.
Данные статистики впечатляют! Смертность от употребления алкоголя и отравлений его суррогатами упала почти до нуля. Впервые в истории Советского Союза произошло резкое снижение смертности. Повысились показатели трудовой дисциплины. Прогулы и технические простои сократились на 38-45 процентов. Средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась до 65-70 лет. Уменьшилась и статистика инцидентов. На 30 процентов снизилось количество несчастных случаев на производстве, автомобильных аварий.
Финансовые доходы населения увеличились. В то время сберегательные кассы сообщали о резком увеличении денежных вкладов населения. Граждане внесли на хранение на 40 миллионов рублей больше, чем за предыдущий период.
Все эти достижения стали тем более заметны в 90-е годы, когда бесконтрольная частная торговля алкоголем нулевого качества свела в могилу десятки миллионов наших сограждан.
Минимум два раза в неделю в «Знамени труда» выходила страница «Бумеранг», где публиковались письма-обращения читателей по всевозможным вопросам, а также ответы на них, результаты журналистских расследований. Особенно много жалоб было на медленную и неповоротливую работу местных исполнительных органов, также публиковалось немало просьб об ускорении работы коммунальных служб. Город рос стремительно, и жители новых районов желали иметь питьевую воду, природный газ.
Вот под рубрикой «Ну и ну!» опубликован едкий сатирический материал «Об овощах и фруктах». В нем рассказывается, как в овощном отделе магазина во втором микрорайоне царит неприятная обстановка. Продавщицы так резво откладывают продукцию получше «нужным» людям и родне, что прочим покупателям остаются почти что отходы. И это при том, что на тот момент дефицита овощей не было. Просто «так было принято» в советской торговле, и все. А вот в мясных отделах уже давно сложилась целая мафия, простым смертным оставляли только супнаборы из костей.
Под той же рубрикой материал «Торговая летаргия» рассказал о беспорядке в работе районного потребительского объединения, которое возглавляла некая К. Турлыбекова. Ее подчиненные нелегально торговали в антисанитарных условиях спиртным и пивом, самовольно назначали цены на государственный товар, делая свой гешефт. Словом, так ковались кадры для будущего кооперативного движения.
Под рубрикой «Пьянству - бой!» публикуется обзор точек, где торговали спиртным, расположенных в шаговой доступности от промышленных предприятий, учебных заведений, прочих объектов. Магазин «Пиво-воды» стоял буквально на проходной гормолзавода, привлекая широким ассортиментом пива, столовых и крепленых вин, настоек, водок. Имелся в продаже даже советский джин в 45 «оборотов». Перечислены даже названия, которые ныне мало что говорят: портвейны «Талас» и «Белое крепкое», столовое «Семиреченское», коньяк «Агдам», узбекские мадера «Чашма» и портвейн «Даляр».
Естественно, мимо такого источника огненной воды не проходили мимо ни рабочие, ни служащие, ни местные пьянчуги. И автор задает вопрос: доколе такое соседство будет совращать советских граждан с пути строительства светлого будущего?
А беда-то была в том, что после закрытия этого «источника» его роль наверняка перешла к какой-нибудь тете Маше из соседнего частного дома, где товар стоил уже в два и более раза дороже…
Между тем строгие правила к пьянству на рабочем месте вызвали полное одобрение граждан, о чем тоже писала «Знамёнка».
Но как бы не менялись направления в государственной политике и идеологии, главными героями публикаций в областной газете оставались рядовые труженики, которые ежедневно создавали те блага, что двигали вперед страну и область.
Вот ко Дню советской молодежи на первой странице разместили портрет Ильяса Куанышева, передовика производства, бункеровщика обогатительной фабрики Каратауского рудоуправления. Его портрет украшал Доску почета предприятия, а теперь благодаря газете его увидела вся область.
Плодово-ягодный совхоз Меркенского района в те годы являлся образцовым предприятием, где в числе редкой продукции была и земляника. Сборщица ягод Екатерина Найзабекова - передовик производства - стала героиней публикации в областной газете, со словами благодарности за отличную работу.
Под рубрикой «Стахановцы нашего времени» на первой странице публикуют почти в каждом номере фото и заметки о передовиках труда.
Вот улыбающийся, обаятельный молодой человек - Владимир Головин, слесарь контрольно-измерительных приборов и оборудования третьего цеха производственного объединения «Химпром», победитель социалистического соревнования. Это рабочая характеристика человека на своем месте, для которого успешный труд - необходимость, а не обязанность.
Вот передовик производства - протяжчица гвоздевого цеха Джамбулского производственного объединения «Кожобувь» Валентина Мищенко. Она имеет почетное звание «Ударник коммунистического труда» и всегда досрочно выполняет установленные планы. Вот и за первые пять месяцев 1985 года она в передовиках с перевыполнением плана на 20 процентов. Как говорится, активистка, комсомолка, спортсменка и просто красавица!
На фото - звено свекловичниц колхоза имени Джамбула Долдыркуль Беспаевой, жаль только, что А. Конырбаева и Р. Садирмекова не названы по именам. Работа у них тяжелая, требует большой отдачи и внимания, а потому благодарность за труд и успехи более чем заслуженная.
Рита Мозжерина, чье фото с улыбкой кинодивы стало украшением первой страницы, - не звезда киностудии имени Горького, а слесарь контрольно-измерительной аппаратуры Джамбулского суперфосфатного завода. Она и профсоюзная активистка, и комсомолка, и кандидат в депутаты совета Заводского района. Маргарита - человек большой и отзывчивой души и пользуется большим авторитетом в коллективе.
В совхозе «Бесжылдык» Джамбулского района в уборочную страду собирает хлеб специализированная бригада под руководством Рашида Базарова на 2750 гектарах, для чего на поле заняты 14 комбайнов. Коллектив здесь профессиональный и спаянный, механизаторы - квалифицированные и с большим опытом. Передовик прошлого года коммунист Юрий Пинкин и в этом году не намерен опускать планку - его фото украшает материал о буднях хлебоуборочной бригады.
И это только малая часть тех прекрасных людей, что своим трудом создавали и крепили пока еще единый и могучий Советский Союз.
Юрий ЕФИМОВ