Композитор-первопроходец
Его талант рос и развивался на жамбылской земле
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Сыдыка (Сыдыха) Мухамеджанова (1924-1991) - композитора, народного артиста СССР, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии Казахской ССР и республиканской премии имени Жамбыла.
Родился Сыдык Мухамеджанов в поселке Большой Родник Шетского района Джезказганской (ныне Карагандинской) области. Через некоторое время его семья переехала в село Мерке, где он окончил среднюю школу. Там же начал трудовую деятельность, работая в школе детского дома, в отделе культуры района. Создавал концертные группы, с которыми разъезжал по аулам, исполняя и свои авторские песни, в том числе популярный романс на слова Абая «Жарқ етпес қара көңілім не қылсада». Однажды его услышал Мухтар Ауэзов и дал свою оценку: «Передайте этому молодому человеку, что его романс «Жарқ етпес қара көңілім не қылсада» конгениален наряду со стихами самого Абая».
Он любил лирику Абая и впоследствии написал более 20 песен-романсов на слова Абая («Өзгеге көңілім тоярсың», «Ғашықтың тілі - тілсіз тіл», «Құлақтан кіріп бойды алар» и другие), кантаты «Желсіз түнде жарық ай» (1972) и «Времена года» (1975), специально созданные для хоровой капеллы. Написал радиооперу «Абай и Айгерим» на основе своих романсов на стихи Абая.
Композитор сумел найти выразительные музыкальные средства, передающие взволнованные, проникновенные строки акына, их глубокую философию и чувственную лирику.
Любовь к народному творчеству у Сыдыка проявилась в детстве от родителей, прекрасных певцов, играющих на домбре и кобызе. Талантливый юноша поступил в 1943 году в Алма-Атинское музыкальное училище, а затем окончил консерваторию имени Курмангазы по классу Евгения Брусиловского.
Симфонический кюй «Родина радости» («Шаттық Отаны») им был написан в 1952 году специально для оркестра народных инструментов имени Курмангазы и исполнен на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте (как и кюй «Сары-Арка»), где оркестр стал лауреатом, получив золотую медаль. Кюй написан по мотивам стихотворения Жамбыла Жабаева «Родина радости», в котором акын выражает восторг преображенной земле, всюду кипит жизнь, и он помолодел в дни всенародного праздника: «Джигитом я стал, я иду и пою,//Родине радости песню свою». Возвышенные строки акына о Родине, которую он горячо любил и воспевал, композитор сумел передать и в кюе. Ликующий кюй, иллюстрирующий достижения Казахстана, патриотический настрой трудящихся, был исполнен эмоционально и виртуозно в дни второй декады казахского искусства в Москве в 1958 году в Концертном зале имени П. И. Чайковского под руководством дирижера Ш. Кажгалиева. За симфонический кюй С. Мухамеджанов был удостоен республиканской премии имени Жамбыла, будучи студентом Алма-Атинской консерватории.
Он написал несколько опер, первой была «Бекет» (1957) на героическую тему.
С 60-х годов прошлого века во все жанры искусства врывается тема современности - образы представителей рабочего класса, колхозного строительства, промышленности, целины и других. В оперном искусстве одним из первых откликнулся Сыдык Мухамеджанов, написавший лирико-комическую оперу «Айсулу» о жизни колхозной молодежи. Премьера состоялась 30 апреля 1964 года в год 10-летнего юбилея освоения целины и 30-
летия со дня основания ГАТОБ имени Абая.
В 1974 году, к 20-летию целины, была написана вторая редакция оперы, она поставлена и на сцене театра «Астана Опера». Это первая казахская комическая опера. В 2014 году к 90-летию композитора состоялась премьера оперы в обновленной постановке. Это своеобразная экспериментальная опера, сюжет которой был «осовременен», перенесен в наши дни. В честь 100-летия композитора опера в концертном исполнении была показана на сцене Карагандинского академического музыкального театра.
Оперу «Жумбак-кыз» (1971) композитор написал по мотивам поэмы С. Сейфуллина «Кокшетау». В основе сюжета - трагическая история пленной девушки-калмычки Назик, которая полюбила казахского батыра, но связана клятвой верности с другим человеком. Музыка пронизана легендарно-поэтичным настроем - запретная любовь и тема верности, отношение к природе и родному краю.
Опера «Ахан-серэ» (1982 год) посвящена жизни и творчеству акына и композитора Ахана-серэ Корамсаулы. Это - очередная творческая удача С. Мухамеджанова.
Немалую долю творчества занимают хоровые произведения, созданные в содружестве с талантливым заслуженным коллективом республики, Государственной хоровой капеллой. С. Мухамеджанов написал первую в казахской музыке ораторию «Голос веков» на стихи К. Шангитбаева. Это монументальное, эпическое вокально-симфоническое произведение из восьми частей («Баллада жырау», «Нашествие», «Годы великого бедствия», «Песня Октября», «Колыбельная», «Молодой казах», «Праздник труда», «Гимн Родине») раскрывает исторические моменты в жизни казахского народа - события от прошлого к настоящему. В ней использованы традиционные в национальной культуре кюй, терме, народная песня. Премьера состоялась в Казахской филармонии имени Жамбыла. Оратория исполнялась и в Москве в 1960 году. В 1969 году С. Мухамеджанов, единственный из композиторов республики, был выдвинут на Ленинскую премию за ораторию «Голос веков».
Его творчество многожанрово - оперные, симфонические («Буря») и хоровые произведения, концерт для голоса с оркестром (1950), кюи, поэмы, скерцо, сонаты для камерного оркестра с солирующими инструментами, камерно-вокальные произведения, романсы, музыка к кинофильмам и спектаклям.
С. Мухамеджанов написал немало песен, популярных в народе и у певцов-исполнителей. Они повсеместно звучали по радио, телевидению и на концертах - лирические, шуточно-задорные, патриотические. Создал циклы песен для детей. Его современник композитор Еркегали Рахмадиев подчеркивал: «Чудесны также его задорные, искрящиеся оптимизмом песни. ... Сыдык - это уникум, это океан изумительных мелодий... Он бесподобный лирик».
Музыковед, дочь композитора Ляйля Мухамеджанова говорила: «С именем моего отца Сыдыка Мухамеджанова неразрывно связано слово «первопроходец». Он автор первой комической оперы «Айсулу», первой оратории «Голос веков», первого концерта для голоса с оркестром, а затем для домбры с оркестром и для кобыза с оркестром. Первым из казахстанских композиторов в 1971 году он вывел на сцену мощный образ великого Абылай-хана в опере «Жумбак-кыз» по поэме Сакена Сейфуллина».
Сыдык Мухамеджанов в разные годы занимал руководящие административные должности: художественный руководитель Казахского радио, председатель Комитета искусств Министерства культуры и Союза композиторов, директор и художественный руководитель Казахской государственной филармонии имени Джамбула, директор ГАТОБ имени Абая.
Канафия Тельжанов написал «Портрет композитора С. Мухамеджанова. В Караганде установили именной знак на «Аллее звезд», а в Шетском районе детская школа искусств носит его имя. Его талант рос и развивался на жамбылской земле, и мы помним об этом.
Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран,
член Союза журналистов Казахстана