Общество

Между светским и религиозным

О мусульманских браках в Казахстане

Тема религиозного брака неке (никах) постоянно вызывает широкую общественную дискуссию в Казахстане. Сам по себе обряд неке среди населения приветствуется, с условием, что его заключают мужчина и женщина, которые находятся в браке по светским законам Республики Казахстан.

 

Но споры и разногласия вызывает использование мусульманского брака для «узаконивания» многоженства. Здесь казахстанское общество делится, как минимум, на два лагеря. Одни порицают институт тоқал (так называли в досоветское время младших жен богатых казахов), другие - приводят доводы за, углубляясь в историю и религиозные каноны ислама.

 

Официальная процедура заключения неке

Официально в Казахстане по требованию Духовного управления мусульман Казахстана граждане, которые хотят совершить религиозный обряд неке, обязаны иметь свидетельство о регистрации брака в государственных органах. В случае отсутствия этого свидетельства имамам предписано отказать в проведении обряда бракосочетания, по крайней мере, в стенах мечети.

Но далеко не все священнослужители соблюдают эти требования. Так, например, во время судебного процесса над экс-министром нацэкономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым, убившим свою гражданскую жену Салтанат Нукенову, выяснилось, что имам главной республиканской мечети Канат Кыдырмин дважды сочетал их узами неке без свидетельства о регистрации светского брака. За это имама столичной мечети привлекли к дисциплинарной ответственности.

Говоря об основных условиях, которые должны соблюдать мужчина и женщина, решившие сочетаться узами неке, религиовед Абдусамат Махат назвал основные из них, подчеркнув, что по причине безответственного отношения некоторых к этому обряду государство обязало граждан вначале узаконить свой брак в официальных органах РАГСа, что не противоречит шариату.

Религиовед перечислил условия, обязательные при совершении мусульманского обряда неке: бракосочетание совершается по достижению брачующихся балигата, то есть половой зрелости; люди, которые заключают брак, должны быть в здравом рассудке; должны отсутствовать причины, которые делают неке недействительным. Например, неке запрещено между родными братом и сестрой; обязательным условием является обоюдное согласие молодых. Обязательным является и махр - подарок, предназначенный невесте, минимальный размер которого установлен шариатом; при совершении неке обязательным является присутствие опекуна и свидетелей; обязательным условием должна быть и публичность неке. То есть о заключении неке должны знать, как минимум, родственники жениха и невесты: родители, братья и сестры.

- Наличие госрегистрации брака не является требованием шариата. Но по причине безответственного отношения некоторых граждан к обряду неке, то есть несоблюдения вышеперечисленных условий шариата, в мечетях действует правило Духовного управления мусульман Казахстана, согласно которому новобрачные, которые хотят провести обряд неке в мечети, должны иметь регистрацию в отделе РАГСа, что не противоречит шариату, - сказал Абдусамат Махат.

 

Тоқал

Молодой человек по имени Ерболат (имя изменено по этическим соображениям) рассказал историю своего отца, который тайно женился на дочери своей одноклассницы.

Ерболат - сын от первой жены своего отца. Его родители поженились еще в студенчестве. У отца был небольшой бизнес, они жили в большой элитной квартире на левом берегу Астаны.

- На 18-летие родители подарили мне небольшую квартиру. Когда начались проблемы в бизнесе, папа написал дарственную на маму, чтобы наше элитное жилье не тронули. Но об этом никто не знал, даже я. На 55-летний юбилей из Шымкента приехали одноклассники отца, одна из них была с 35-летней дочерью. Умоляя о помощи, она рассказала, что незамужняя дочь работает в столице продавщицей и ей негде жить. Подаренная мне квартира пустовала, отец предложил ей временно пожить там, поскольку я учился за границей, - рассказал молодой человек.

Через несколько лет, когда Ерболат вернулся в страну, женился и решил продать подаренную ему квартиру, чтобы купить жилье побольше, выяснилось, что его отец женился на той самой дочери одноклассницы и что у них есть общий семилетний ребенок.

- По документам отцом значился мой папа-пенсионер. Как оказалось, он заключил с ней неке. Появившись на пороге родительской квартиры, она скандалила, требовала жилье и деньги на содержание ребенка. А мой вполне себе светский папа начал убеждать нас всех, что мусульманам многоженство не чуждо и что двум женам можно жить в одной квартире. Но мама выставила его на улицу вместе с непрошеной гостьей и ее ребенком, - рассказал молодой человек.

Свой бизнес его отец давно потерял, и сейчас он живет в съемной квартире, которую оплачивает ему Ерболат.

- Про свою тоқал, с которой тайно встречался около 10 лет, не вспоминает, впрочем, как и она о нем, - завершил свой рассказ Ерболат.

Никах vs измена?

В мае 2024 года Духовное управление мусульман Казахстана приняло фетву о гражданском браке, признав его противоречащим шариату.

Абдусамат Махат считает, что рассматривать никах со второй женой в качестве проблемы и вместе с тем умалчивать о проблеме супружеской измены и гражданского брака - это, по меньшей мере, двойные стандарты.

- Никах со второй женой хотя бы легализует отношения мужчины и женщины перед Аллахом, чего нельзя сказать об отношениях любовников и о людях, живущих гражданским браком. И здесь, как обычно бывает, сразу же находятся аргументы: «Мы живем в светском обществе, каждый сам решает, как ему жить». Получается, в светском обществе супругам можно изменять, и это нормально?! А что, жить в светском обществе означает быть безнравственным, изменять своей жене или своему мужу?! Почему мы в связи с никахом не вспоминаем о том, что «каждый сам решает, как ему жить»?!» - говорит он.

Религиовед называет абсурдом разницу между светским «можно» и религиозным «нельзя».

- В нашем же обществе есть мужчины, у которых на попечении содержанки. Им покупают квартиры, автомобили. Если уж быть категоричным, то вместе с никахом с несколькими женщинами следует осуждать и попечение содержанок, так как оба действия, как ни странно, не запрещены законом! - сказал Абдусамат Махат.

 

Что говорит закон, и кто его нарушает?

Министерство юстиции постоянно напоминает: Казахстан - светское государство, от которого религия отделена. Поэтому брак, заключенный по религиозным традициям, на территории страны не признается.

Но это не мешает нарушать законодательство. Разговоры о легитимизации института многоженства в Казахстане, так же как и в других республиках Центральной Азии, начались почти сразу после его распада.

До 1998 года в Казахстане существовала уголовная ответственность за многоженство. Спустя три года, в 2001 году, впервые предложение узаконить многоженство прозвучало от депутата Мажилиса Парламента Амангельды Айталы. После такие попытки предпринимались еще дважды другими депутатами. Но парламентарии страны все же эти нормы не пропустили.

Проблемы по этому поводу с каждым годом будут только нарастать, считают опрошенные эксперты и предлагают различные меры, чтобы попытаться решить их.

 

Эксперты о скрытом многожёнстве

Журналистка Жания Уранкаева говорит, что практика одновременного брака с несколькими женщинами становится делом обычным не только среди рядовых граждан, но и для политической элиты страны. Поэтому в законодательстве должна появиться конкретная норма, запрещающая полигамные брачные отношения.

- По сути, такая неофициальная легализация многоженства. И это плохо. Мы светская страна и не живем по законам шариата. Закон «О браке и семье» требует нововведений, там много чего не предусмотрено в плане вопросов защиты детей и женщин. И должна быть норма, запрещающая многоженство. В гражданском праве, что не запрещено, то разрешено. Многие у нас просто прикрываются тем, что они мусульмане, якобы пророк Мухаммед им разрешил четырех жен заводить. И мужчинам неважно, практикующие они мусульмане или нет, они читают эти нормы, как им удобно. Нужна конкретная запретная норма и наказание за многоженство, - высказала она свое мнение.

Депутат Мажилиса Парламента от партии Respublika Айдарбек Ходжаназаров отмечает, что для решения этой проблемы необходимо широкое общественное обсуждение. Он не видит противоречия между светским и мусульманским законодательством и считает, что «нарушение закона внутри страны, даже если это не шариатский закон, является нарушением шариата».

- То есть если я, например, проезжаю на красный свет, то нарушаю шариат. Потому что закон страны требует, чтобы ты не проезжал на красный свет. Если я, там, человека бью рукой, то нарушаю шариат. […] Кем бы он ни был, - отметил А. Ходжаназаров.

Размышляя о мерах, необходимых для решения проблемы многоженства, он говорит, что, например, введение штрафов, по примеру соседнего Узбекистана, это не что иное, как частичная легализация.

- Если штрафовать женщину, то это выглядит так: мы защищаем ваши права, поэтому штрафуем вас. Если штрафовать мужчину, то мы говорим: заплати и поступай. Это как штраф за нарушение правил дорожной безопасности - заплачу и могу себе позволить превысить скорость, например. Если ты богатый, то заплатишь штрафы и поступай, как хочешь. Тоже, мне кажется, не совсем демократично, - сказал депутат.

А. Ходжаназаров называет себя практикующим мусульманином. И как один из выходов предлагает издание Духовным управлением мусульман Казахстана фетвы, которая бы запрещала заключение религиозного брака без документа из госорганов.

Пока же у ДУМК есть только фетва, запрещающая заключение религиозного брака неке в онлайн-формате в случае, если жених и невеста, а также их родственники не находятся рядом друг с другом в одном месте.

- Если появится такая фетва, то в этом случае все браки, заключенные без ее соблюдения, являются недействительными, это просто фикция, - пояснил депутат.

С одной стороны, свидетельство о заключении неке не несет никакой юридической силы. С другой - в большинстве случаев женщина соглашается на брак в качестве второй или третьей жены осознанно. И это не порицается мусульманским сообществом, но вызывает множество других вопросов, в том числе правовых.

Известный в Казахстане адвокат Жанна Уразбахова называет ряд проблем, с которыми сталкиваются женщины, согласившиеся стать вторыми женами.

- В случае развода женщина не может претендовать на имущество, купленное в браке. У меня были случаи, когда женщина в таком браке не могла попасть в следственный изолятор к мужу. Правоохранительные и судебные органы не считают такой брак действительным. Если ребенок родился в мусульманском браке и родитель не признал отцовства, то для взыскания алиментов женщине нужно доказывать отцовство в суде, - аргументирует юрист.

Государственные органы пока не торопятся урегулировать этот вопрос.

Айнур КОСКИНА,
платформа Cabar.asia