Сначала - претензия, потом - иск
Автосервис станет объектом проверки
Большинство автомашин на наших автодорогах не новые, так что мастера автосервиса (в народе называемые «костоправами») загружены заказами. При этом многие из них работают, не имея ни регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ни каких-либо других документов, деньги принимают только наличными и никакой гарантии за долговечность ремонта не дают.
В редакцию нашей газеты обратилась за содействием жительница Тараза Елена Е. В ноябре 2023 года она отдала в автосервис на улице Колбасши Койгельды, неподалеку от стадиона «Улан», свой «Паджеро», у которого перестал работать отопитель салона. Мастер Руслан, осмотрев машину, порекомендовал перебрать заодно и двигатель, пообещав завершить работу за три-четыре недели. В качестве аванса Руслан получил 400 тысяч тенге.
Прошел месяц, за ним другой. Заказчица, которая до этого выплатила еще 285 тысяч тенге, потребовала вернуть отремонтированный автомобиль. Но мастер угодил в больницу, его избили. Нехитрое расследование показало, что «Паджеро» клиентки стоит в ангаре разобранный, а мастера избили клиенты, чью машину за полгода он так и не починил.
Тут Елена попыталась забрать у мастера деньги и машину, чтобы отдать в ремонт уже в другом месте. Но не тут-то было. Руслан стал прятаться и избегать ее. Минувшим летом горе-мастера опять выловили взбешенные клиенты и отколотили так, что он попал в реанимацию - ему отбили почки. Впрочем, даже лютая экзекуция ситуацию не изменила: у Руслана остались разобранными несколько авто, он не отвечал на звонки, а какие-то работы проводил только … по ночам, отсиживаясь днями по неизвестным адресам.
В ноябре Елена отметила своеобразный юбилей - она уже год как «безлошадная»! По ее словам, подобная обстановка царит на большинстве пунктов автосервиса: «мастера», в большинстве своем самоучки не самой высокой квалификации, работают без документов, чеков об оплате не выдают, гарантий нет. Получается, вся система висит в «тени». Спрос на услуги «костоправов» намного превышает предложение, так что «Русланы» чувствуют себя полными хозяевами положения.
За комментариями мы обратились в департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области. Главный специалист департамента Татьяна Федосова порекомендовала владелице «Паджеро» написать письменную претензию, описать ситуацию, указать, сколько денег заказчик отдал мастеру и сколько времени машина стоит на ремонте.
- Претензия содержит также требование клиента вернуть ему сумму, полученную мастером, и в течение указанного срока закончить ремонт, либо вернуть машину. В обоих случаях заявитель пишет: «оставляю за собой право обратиться в судебные органы», - пояснила она. - Владельцу автосервиса в течение 10 дней необходимо проблему решить, либо достигнуть какой-либо договоренности с клиентом. Он письменно обязуется в срок, например, в течение месяца все работы выполнить. Если через месяц результата нет, пусть клиент обращается в суд с иском, прилагает претензию и ответ на нее. Если же услугодатель не ответит в течение 10 дней, потребитель обращается к нам с заявлением. У нас есть основания открыть проверку по этому факту: есть претензия, подтверждение оплаты суммы. По завершении проверки мастер автосервиса либо выполняет требования клиента, либо нет, либо заключает соглашение. В случае невыполнения требований и условий соглашения, клиент идет в суд, а мы будем участвовать в процессе в качестве третьего лица на стороне истца.
Как быть, если, узнав о предстоящей претензии, такой «мастер» отключит телефон и перестанет появляться на рабочем месте?
- Лучше отправить претензию заказным письмом через почту. Почтальон вручит адресату конверт, что отразится на сайте АО «Казпочта». С этого момента у владельца сервиса 10 дней. Вышел он с вами на связь - хорошо, не вышел - мы идем с проверкой. Если же он не проживает по указанному в документах адресу или адресам, при обращении в суд нужно указать, что АО «Казпочта» не смогла отыскать место его нахождения, чтобы вручить претензию. Это документ тоже важен при обращении в суд.
Конечно, можно обратиться в суд без претензий и прочего. Но суд лишь последняя инстанция, досудебный порядок урегулирования спора обязателен.
К слову, Татьяна Федосова поделилась любопытными данными:
за январь-сентябрь 2024 года в департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области поступило 794 обращения. Из них в сфере защиты прав потребителей - 668 обращений, что на 184 обращения больше, чем за аналогичный период прошлого года (484 обращения за девять месяцев 2023 года). Рост обращений в сфере защиты прав потребителей составляет 38 процентов.
Юрий ЕФИМОВ,
фото автора