Как живёшь, предприниматель?
О бизнесе на селе в деталях
Выбор дела жизни непрост. К тому же сегодня на рынке труда немало перспективных профессий. Но в списке самых распространенных в сельской местности значатся кондитеры, мастера швейного дела, столярного и мебельного производства, парикмахеры, электрики, трактористы, слесари по ремонту автомобилей.
К примеру, парикмахерское искусство в сельской местности очень популярно и востребовано. Именно поэтому жительница села Карасаз Жуалынского района Евгения Рудометова, еще учась в школе, знала, что хочет работать в индустрии красоты. После девятого класса поступила в колледж модельного искусства и бизнеса «Аспара», чтобы освоить азы парикмахерского мастерства. Проучившись год, поняла, что нашла свое призвание.
- Сейчас очень много краткосрочных курсов, мастер-классов и программных обучающих модулей. Нынче даже школьникам в старших классах предлагают пройти краткосрочные курсы, но такой диплом совсем не гарантирует реальных навыков использования оборудования и знания техник стрижек, окрашивания, эстетических и ухаживающих процедур. Чтобы стать парикмахером-универсалом, мне нужно было получить среднее специальное образование в колледже, - рассказала Евгения Рудометова.
Она признается, что вначале, когда только приступила к работе, было много казусов. Но Евгения никогда не опускала руки и верила в свой успех. Даже после получения диплома не переставала обучаться и оттачивать свои навыки. Посещала дополнительные курсы и тренинги авторитетных специалистов в Таразе и Алматы для повышения квалификации.
- В этой сфере есть возможность расти в профессиональном плане. К примеру, парикмахеры постоянно проходят обучение. Признаю, это очень затратное дело. Тем не менее понимаю, что каждый клиент хочет, чтобы его обслужили на высоком уровне, - добавляет Е. Рудометова.
В 2014 году она открыла собственную парикмахерскую. Кстати, на сегодняшний день это единственная парикмахерская в селе Карасаз. Недостатка в клиентах нет.
Е. Рудометова признается, что раньше у нее был стереотип, что в сельской местности трудно вести бизнес, в городах есть лучшие условия. Но после открытия собственной парикмахерской поняла, что бизнес вести в селе легко, можно без волокиты открыть свое дело и спокойно работать.
- Когда ко мне стали приезжать клиенты из других сел, я поняла, что работаю в правильном направлении. Да и в целом хочу отметить, что государство делает все, чтобы в стране был здоровый бизнес-климат. Даже ИП мы открываем за один день и, самое главное, нас не мучают бесконечными проверками, - отмечает предпринимательница.
Она планирует парикмахерскую перепрофилировать в салон красоты и трудоустроить местных жителей.
- Я благодарна судьбе, что мне посчастливилось найти себя, свою дорогу в жизни. Наши люди забывают о земных профессиях - парикмахер, сантехник, повар. А я всегда говорю: самая лучшая профессия - та, где ты зарабатываешь своими руками. Все хотят, чтобы их дети были управляющими, директорами, дипломатами, по этой причине в нашей стране нехватка рабочих специалистов. Нам нужны высококвалифицированные работники, которые строят дороги и дома, прокладывают трубы. Быть механизатором, ветеринаром или сантехником не зазорно, это такая же уважаемая профессия, как и банкир, - считает Евгения Рудометова.
* * *
В марте прошлого года в селе Шакпаката Жуалынского района открылся современный хлебопекарный цех с необычным названием «Япоша-Жуалы». Здесь производят панировочные сухари - хлебные крошки, которые используются для приготовления различных блюд, в том числе суши, куриных крылышек, наггетсов. Известно, что сейчас без панировочной крошки не обходится почти ни одно блюдо японской кухни, которое готовится во фритюре. Именно она добавляет изюминку и разнообразие в меню.
Руководитель цеха Нурбакыт Тлегенов раньше занимался транспортировкой и реализацией продуктов японской кухни. Там он и выявил огромный спрос объектов общепита на панировочные сухари. Оказывается, их сначала из Малайзии везут в Россию, затем оттуда - в Казахстан, поэтому конечная цена очень высокая. К нему пришло понимание, что в регионе и стране нет производства панировочных сухарей. А если ниша пуста, так почему же ее не занять? Мужчина детально изучил рынок продуктового ретейла и приступил к поиску необходимого оборудования.
- Я хотел открыть цех либо в Алматы, либо в Таразе. Но в городах подведение инфраструктуры к месту производства обходится дорого, поэтому решил запустить производство в родном селе. Приобрел земельный участок, построил здание, закупил в Китае необходимое оборудование, - рассказал Нурбакыт Тлегенов.
Сейчас он выпускает широкий ассортимент панировочной продукции. Особым спросом пользуется японская панировка, которую закупают кафе и рестораны. Для нее используют пшеничную муку, выращенную в северном регионе страны.
Заведующий цехом Жарылкасын Байдильдаев показал нам процесс приготовления панировочных сухарей. Отметим, что технология изготовления такого хлеба значительно отличается от стандартной. Все потому, что хлеб, который получается в таких печах, необычный: в нем нет хрустящей корки, мякиш ровно пропекается. Выпеченный хлеб высушивают в тепловых камерах около суток, а уже потом его отправляют на измельчение. Основная цель - чтобы вышла влага.
- Заниматься такой выпечкой прибыльно даже для маленьких компаний, потому что муку производят в Казахстане. Кроме того, у нас в регионе самые низкие тарифы на газ, электроэнергию, питьевую воду, - отмечает Н. Тлегенов.
Налаживалось производство непросто.
- Да, у китайцев мы раздобыли рецепт, но результат нас поначалу не удовлетворял: то цвет не тот, то вкус. Путем проб и ошибок мы все-таки добились желаемого, и теперь наша продукция не отличается от японской, - делится предприниматель.
Сегодня цех, который обеспечивает работой более 10 сельчан, производит 60-80 тонн продукции в месяц. Реализуется она по всей стране и экспортируется в Узбекистан.
- Объем потребления нашей продукции постепенно растет. Небольшое производство нас уже не удовлетворяет, поэтому было решено создать полноценный производственный комплекс. Недавно мы с моим партнером Еламаном Пернешовым ездили в Китай, чтобы изучить технологию китайского производства. Там хотели приобрести новый сушильный станок, но стоил он 50 миллионов тенге. Поэтому закупили необходимые комплектующие, чтобы самостоятельно смонтировать оборудование. Сейчас мы как раз этим и занимаемся. После запуска станка у нас будет возможность выпускать 10 тонн новых видов изделий в день. Для этого увеличим численность работников. В планах экспортировать в Россию не менее 200 тонн продукции в месяц, - рассказал Нурбакыт Тлегенов.
Аида ТУРГУМБЕКОВА,
Перизат ШЫМЫРТАЙКЫЗЫ