С младых ногтей
Школьники попробовали себя в бизнесе
В Жамбылской области завершился конкурс «Лучший молодой предприниматель!», направленный на поддержку юных талантов и формирование предпринимательских навыков среди школьников. Организатором мероприятия выступил областной центр проведения школьных олимпиад и внеклассных мероприятий совместно с объединением юридических лиц «Жас Ұлан».
Палата предпринимателей сыграла ключевую роль в конкурсном отборе, активно содействуя выявлению перспективных идей и проектов.
Цели конкурса заключалась в развитии у молодежи инициативности, креативного мышления и способности находить инновационные решения для социальных и экономических задач. - Такие социальные проекты, как «Лучший молодой предприниматель», имеют огромное значение для формирования у молодежи предпринимательских навыков. Мы видим важность поддержания таких инициатив и рады способствовать развитию перспективных идей, - отметила член комиссии, эксперт отдела развития человеческого капитала региональной палаты предпринимателей Майя Омирбекова.
К участию в конкурсе приглашались школьники в возрасте от 14 до 17 лет. Они подготовили видеопрезентации о действующих или планируемых предпринимательских проектах. Работы оценивались по нескольким критериям: соответствие заявленной теме, оригинальность и креативность, качество исполнения, практическая значимость идеи.
Конкурс проходил в три этапа: школьный, районный или городской и областной. Финалисты представили свои проекты широкой аудитории, заявив о себе как о начинающих предпринимателях.
Палата предпринимателей оказала экспертную поддержку в оценке видеороликов, помогая участникам выявить сильные и слабые стороны их проектов. Это позволило молодым авторам доработать свои идеи и задуматься об их дальнейшей реализации.
Победителями стали самые креативные и перспективные участники. Главный приз завоевала Диана Кудайберген из Меркенского района. Кроме того, присуждены два первых, три вторых и шесть третьих мест. Победитель и призеры получили дипломы и благодарственные письма.
- Мы оценивали проекты 24 конкурсантов по видеопрезентациям, - рассказала М. Омирбекова. - Скажу сразу, что клипы, где проекты были поданы в виде рассказов о том, что можно сделать, мы отсеивали. Выбрали только живые кейсы, где можно увидеть воплощение бизнес-начинания. Потом с менеджером-консультантом по вопросам финансирования и получения мер государственной поддержки палаты предпринимателей Адилетом Сагинтаевым подробно рассмотрели реализацию проектов.
- Например, победительница Диана Кудайберген представила проект по производству и продаже молочной продукции, - продолжает Майя Омирбекова. - Мы увидели, что производство действует. Конечно, девушка воспользовалась помощью родителей, у которых уже есть молочный бизнес, но при этом сама Диана тоже принимает в нем участие. Она подробно рассказала обо всех этапах производства, представила точные расчеты получаемого дохода. В целом показала зрелое понимание сути предпринимательства. Поэтому ей присудили главный приз. Другие участники тоже представили живые кейсы, но их уязвимым местом стал слабый маркетинг.
В качестве примера собеседница привела кейсы участниц, которые заняли вторые-третьи места.
- Очень понравилась девочка из Кордая, которая предложила проект домашней кондитерской. Подкупило то, что она самостоятельно проанализировала рынок, сегментировала его по потребительским интересам и в соответствии с ним продумала ассортимент, - поделилась М. Омирбекова. - На видео видно, как она на домашней кухне самостоятельно испекла три разных пирога, чем подтвердила наличие навыков. Но она не смогла представить расчетов по получению дохода, и еще следует поработать над товарным видом продукции. Был и креативный проект по производству сувенирной продукции - цветов из искусственных материалов и мыла. Качество изготовления было на довольно высоком уровне, но и здесь не было расчетов, понимания, как и где будет продаваться продукция. Думаю, после нашего конкурса автор, если захочет, сможет учесть недостатки и открыть свое дело.
Спикер отметила, что проекты победителя и призеров, хотя и не отличаются новизной идей, но показывают стремление школьников заниматься конкретным делом, зарабатывать в реальном секторе, что очень важно для экономики. Конкурс «Лучший молодой предприниматель!» продемонстрировал стремление региона развивать молодежное предпринимательство и стал важным шагом в поддержке талантливых школьников, чьи идеи в будущем могут стать драйверами экономического роста.
Диана ДОСАЕВА,
пресс-секретарь палаты предпринимателей области