Право

Не по плану

Освоение бюджета идёт за счёт многократных корректировок

Ревизионной комиссией по Жамбылской области проведен государственный аудит эффективности поступлений в местный бюджет и освоения средств 12 объектами акимата района Т. Рыскулова. На очередном заседании комиссии под председательством исполняющего обязанности руководителя ревизионной комиссии по Жамбылской области Баглана Дурумбетова рассказали о выявленных в ходе проверок нарушениях.

 

Ревизионная комиссия провела государственный аудит аппарата акима района Т. Рыскулова, отделов жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, архитектуры, градостроительства и строительства, аппаратов акимов Куланского, Луговского, Орнекского и Кокдоненского сельских округов. Он показал, что их деятельность осуществлялась с определенными нарушениями и недостатками.

По словам члена ревизионной комиссии Ильяса Тулемисова, государственными органами обеспечены неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала в доход бюджета района по 61 бюджетной программе на общую сумму 8,9 миллиарда тенге, из них сумма выявленных нарушений составила 3,9 миллиарда тенге. Общая сумма финансовых нарушений, выявленных при использовании бюджетных средств и активов государства, составила 2,3 миллиарда тенге, из них подлежащих возмещению - 81,3 миллиона тенге.

Объектам аудита даны соответствующие рекомендации и вынесены предписания для устранения нарушений.

До заседания ревизионной комиссии были погашены 7,1 миллиона тенге. Из 2,2 миллиарда тенге, подлежащих восстановлению, до заседания ревизионной комиссии восстановлены 28,4 миллиона тенге. Сумма неэффективно использованных бюджетных средств составила 1,6 миллиарда тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды - 8,8 миллиона тенге.

- Выявлены 154 процедурные нарушения. В отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата района проведен анализ по 16 бюджетным программам на сумму 3,9 миллиарда тенге, выявлены нарушения на общую сумму 2,5 миллиарда тенге. Так, не соблюдены условия договоров, заключенных между заказчиком, подрядчиком, авторским и техническим надзором по строительно-монтажным работам. Выявлены несоответствие выполненных работ, указанных в проектно-сметной документации, несоблюдение порядка сдачи и приемки работ, в том числе несоответствие ввода в эксплуатацию построенного объекта, наличие отклонений при составлении заключений о качестве строительно-монтажных работ, - проинформировал И. Тулемисов.

В частности, незавершенными остались проекты на сумму 1,1 миллиарда тенге.

Подрядчикам необоснованно выплачены 40,5 миллиона тенге. По решению суда не возвращены в бюджет 829,6 тысячи тенге. Это стоимость невыполненных работ, предусмотренных сметной документацией. Имеют место факты необоснованной выплаты вознаграждения при наличии неснятых дисциплинарных взысканий на сумму 1,5 миллиона тенге.

Кроме того, при проведении пусконаладочных работ автоматизированной газораспределительной станции в селе Акыртобе не составляли соответствующую документацию. Заказчику не предоставили основные документы о выполненных работах.

По бюджетной программе «Капитальный и средний ремонт автомобильных дорог районного значения и улиц населенных пунктов» неэффективно использованы бюджетные средства на общую сумму 186,2 миллиона тенге. Выявленные финансовые нарушения в отделе составляют 64,2 процента от всех выявленных финансовых нарушений по аудиторскому мероприятию.

Государственным аудитом выявлены нарушения в работе отдела архитектуры, градостроительства и строительства на сумму 272 миллиона тенге. К примеру, по проекту о строительстве инженерных сетей и благоустройства жилого комплекса «Арай», жилого массива Кулан не выполнены работы на общую сумму 23,9 миллиона тенге, предусмотренные сметной документацией.

Аналогичная ситуация складывается по строительству Дома культуры на 140 мест в селе Акыртобе и клубов в селах Когершин и Жанатурмыс.

Далее Ильяс Тулемисов доложил о результатах проверки предприятия «Таза Су-2014» отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата района Т. Рыскулова, где выявлены нарушения на сумму 154,1 миллиона тенге.

В списке расходов с января по июнь 2024 года не значилось приобретение установки контейнерного модульного блока водоснабжения на общую сумму 169,5 миллиона тенге.

- Здесь не соблюдены требования Закона «О государственном имуществе». Согласно договору, заключенному в феврале этого года, контейнерный блок-модуль в селе Тойкудук должны были пробрести за 30,2 миллиона тенге, однако в марте его купили за 43,5 миллиона тенге. Контейнерный блок-модуль с установкой обратного осмоса в селе Косапан, купленный за 30,2 миллиона тенге, на сегодняшний день не работает. Допущено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 47,7 миллиона тенге. Кроме того, установлены необоснованное осуществление государственных закупок на сумму 50,5 миллиона тенге и несоблюдение требований Закона «О государственных закупках», - отметил докладчик.

Кроме того, не соблюдены требования правил о порядке начисления и оформления доплат работникам. Так, работникам предприятия необоснованно начислены доплаты и надбавки на общую сумму 1,6 миллиона тенге. Допущены неэффективные расходы на общую сумму 8,2 миллиона тенге, так как местные исполнительные органы не установили предельные размеры премирования и вознаграждения должностных лиц предприятия, заместителей, главного бухгалтера.

Отметим, что «Таза Су-2014» имеет стопроцентное участие государства и получает государственные субсидии.

Аким района Т. Рыскулова Ернар Есиркепов объяснил, что при значительном финансировании предприятия жилищно-коммунального хозяйства улучшения состояния инфраструктуры нет. Это предприятие убыточно, износ основных систем ЖКХ постоянно требует финансовых вложений.

Ильяс Тулемисов подробно остановился и на исполнении бюджета в четырех сельских округах района Т. Рыскулова, где выявлен ряд системных нарушений и недостатков.

- Должностными лицами объектов государственного аудита и администраторов бюджетных программ в ходе освоения бюджетных средств были допущены в основном нарушения требований Бюджетного, Трудового и Гражданского кодексов, норм законодательства, касающихся государственных закупок. Для возбуждения административного производства и принятия процессуального решения оформлены 65 материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами. Из них департаменту внутреннего государственного аудита по Жамбылской области направлены 56 материалов, управлению государственного архитектурно-строительного контроля акимата области - девять, - дополнил он.

Аким района Т. Рыскулова Ернар Есиркепов прокомментировал результаты государственного аудита. Он сразу подчеркнул, что это не хищения и не нецелевое использование бюджетных средств. Планы не исполняются по причине некачественного планирования показателей и позднего формирования статистики. Аким района объяснил, что затягивание сроков строительства и рост сметной стоимости связаны с удорожанием услуг и строительных материалов. В настоящее время установленные нарушения устраняются.

Баглан Дурумбетов поручил навести порядок в реализации бюджетных проектов и прекратить повсеместную практику затягивания сроков их исполнения.

Он отметил, что проблемы в использовании бюджетных средств имеют место и в других районах. Как правило, это происходит из-за неоднократного уточнения и корректировки бюджетов в течение года.

Акиму района Т. Рыскулова поручение до 1 августа следующего года полностью решить проблемы по исполнению расходной части бюджета.

- Одной из причин этому является недостоверность информации, расчетов, включаемых в бюджетную заявку. Неоднократное продление сроков реализации проектов и пересмотры проектно-сметной документации стали хроническими проблемами. Более того, эти корректировки носят хаотичный характер. Результатом такого отношения администраторов бюджетных программ к бюджетным заявкам становятся неосвоение бюджетных средств и, как правило, их неэффективное использование. Необходимо при формировании бюджета на плановый период тщательно проводить расчеты, учитывать результаты реализации бюджетных программ за предыдущие годы, итоги проверок контролирующих органов, соблюдать нормы и нормативы. Также нужно форсировать оцифровку всех показателей, чтобы отслеживать достижения в режиме реального времени и корректировать действия во избежание срывов реализации проектов, - подчеркнул Баглан Дурумбетов.

Лола НУРМАТОВА