В наше время, когда стремительно развиваются наука и технологии, профессиональное развитие становится неотъемлемой частью работы каждого педагога.
На базе школы-гимназии № 24 методист Таразского городского отдела образования Зауре Ильчанова организовала проект для учителей русского языка и литературы «Алгоритм успеха», который стал площадкой для обмена профессиональными идеями с целью повышения качества образования в наших школах.
- Сегодня, когда современные технологии стали огромной частью нашей жизни, дети свободно пользуются ресурсами Интернета, но в то же время не в полной мере используют в письменной и устной речи все богатство русского языка. А между тем требования времени ведут к тому, что сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем грамотности, но и умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации, - отметила З. Ильчанова.
Решение этой проблемы предложили в рамках проекта учителя средней школы № 2 Наталья Шевлякова, средней школы № 66 Айгуль Калмаханова и средней школы № 18 Елена Леванова.
Наталья Шевлякова подчеркнула, что формирование у учащихся коммуникативной компетентности и творческого мышления является важной задачей современной школы, а уроки русского языка и литературы играют ключевую роль в ее решении благодаря своему содержательному и методическому потенциалу.
Опираясь на проблемы современного школьника, педагог провела для коллег мастер-класс на тему «Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы». В ходе информационной сессии она рассказала об эффективных, на ее взгляд, методах и приемах критического мышления на уроках, прокомментировала, на каком этапе урока их лучше применять, продемонстрировала творческие работы учащихся. Как эти методы и приемы работают на практике, Наталья Викторовна показала на примере панорамного урока русской литературы в восьмом классе по произведению Александра Пушкина «Капитанская дочка» - «Образы Гринева и Швабрина. Поединок».
На коучинг-сессии «Как активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством метода «шесть шляп» Наталья Викторовна рассказала о преимуществах этого подхода.
- «Шесть шляп» - это уникальный способ рассмотрения проблем и поиска решений через различные перспективы. Работу этого метода я показала на примере сказки «Колобок», - отметила Н. Шевлякова.
Она также показала видеоролик фрагмента урока, где учащиеся 10-го класса анализируют образ Евгения Онегина с позиции «шести шляп».
В завершение педагог предоставила коллегам информацию о том, в каких еще ситуациях можно использовать «шляпы» на уроках, доказав, что этот метод позволяет не только сделать любой урок интересным, но и способствует развитию разных типов мышления учащихся.
Учитель средней школы № 66 Айгуль Калмаханова говорила о роли педагога в цифровом пространстве школы, ведь современные образовательные реалии требуют от учителя не только глубоких профессиональных знанийф, но и навыков работы в цифровой среде.
В ходе мастер-класса от А. Калмахановой педагоги изучили теоретические аспекты цифровизации образования, а также познакомились с конкретными инструментами и методами их применения, в частности, освоили функционал интерактивных платформ Mentimeter и Padlet.
- Учитель в цифровом пространстве - модератор и наставник. Его задача заключается не только в передаче знаний, но и в создании цифровой образовательной среды, которая будет интересной и доступной для учеников. Я уверена, что интерактивные технологии расширяют границы традиционного обучения. Учитель должен регулярно повышать квалификацию, чтобы быть в курсе новых трендов и возможностей технологий, - отметила
А. Калмаханова.
Елена Леванова выступила с докладом на тему «Практические методы и приемы формирования языковых компетенций на уроках русского языка и литературы», в котором отметила, что требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, а также и от учителя русского языка.
- Главное на уроке - совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, риторики. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание, - подчеркнула педагог.
Также Е. Леванова ознакомила коллег с эффективными методами и приемами, которые она с успехом использует на своих уроках. Среди них «Мудборд», или «Доска настроения», «3-2-1», «Анкета», «Поэма жизни», «Шелфи» и другие. Каждый из них направлен на развитие функциональной грамотности.
- Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Человек, который видит в тексте только то, о чем говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным, - подчеркнула учитель.
- Вся информация, изложенная на семинаре, полезная, нужная для работы. Теоретические сведения чередовались с практическими заданиями, и аудитория была активно вовлечена в процесс. Выступающие излагали материал семинара доступно, просто и понятно. Для себя отметила много нового и интересного. За наглядность и эмоциональный настрой мероприятия отдельное спасибо докладчикам, - поделилась мнением учитель русского языка и литературы средней школы № 43 Наталья Наумушкина.
Камила ПОЛЯКОВА