Покупали охотно
Торговля обеспечила прирост ВВП к концу 2024 года
Торговля является одним из ключевых секторов экономики, формирующим 16 процентов внутреннего валового продукта (ВВП). В 2024 году она выступила основным драйвером роста казахстанской экономики, несмотря на спад в горнодобывающей отрасли, констатируют аналитики Halyk Finance.
По итогам 2024 года индекс физического объема торговли вырос на 9,1 процента с опережающими темпами в розничной торговле (9,8 процента) по сравнению с оптовой (8,6 процента). Такие высокие значения прироста вызывают вопросы и часто считаются аномальными, поскольку они идут вразрез с фундаментальными факторами, обычно определяющими динамику торговли. Например, розничная торговля росла значительно быстрее исторических и макроэкономических трендов на фоне слабого роста реальных доходов и заработных плат.
Оптовая торговля по итогам года также показала довольно высокие значения, которые сильно отстают от рекордных двузначных цифр 2023 года, когда такой рост поддерживался высокими государственными расходами и инвестициями в основной капитал горнодобывающего сектора. Государственные средства продолжают оставаться важным источником финансирования инвестиций в основной капитал и в текущем году, что во многом определило ускорение роста оптовой торговли во второй половине 2024 года.
В целом, несмотря на положительные результаты, динамика торговли сопровождалась противоречивыми факторами, что может свидетельствовать о неустойчивости такого роста в будущем.
Анализ динамики торговли и ее основных компонентов является важным для оценки общего экономического развития страны, выявления ключевых тенденций и факторов, влияющих на устойчивость и конкурентоспособность национальной экономики, а также для прогнозов роста экономики. На фоне сильной стагнации в горнодобывающем секторе именно торговля обеспечила прирост ВВП во второй половине 2024 года и рост экономики в районе четырех процентов.
В структуре торговли традиционно доминирует оптовая торговля с долей 67,5 процента, вес розничной торговли - 32,1 процента. Итоги года и годовая динамика роста торговли вышли во многом неоднозначными и неожиданными.
В январе 2024 года произошел резкий спад рекордных значений роста 2023 года с 11,3 до 3,5 процента. Если рассмотреть исторические значения роста торговли в начале предыдущих лет, то такого резкого снижения не наблюдалось, за исключением периода пандемии, то есть это не сезонный тренд. Далее в течение года темпы роста торговли стремительно росли с замедлением только в феврале и апреле, прибавляя почти по одному процентному пункту каждый месяц. Основным драйвером такого роста можно назвать розничную торговлю, которая со второго квартала 2024 года показывала рост на уровне шести процентов и выше, завершив год почти 10-процентным ростом.
Также структура роста прошлого года по оптовой и розничной торговле сильно отличается от значений 2023 года. И розничная, и оптовая торговля росли в 2023 году рекордными темпами, в то время как оптовая показывала на протяжении всего года двузначные темпы. Такие значения в 2023 году были во многом достигнуты вследствие реэкспорта товаров в Россию и сопутствующих выгод для страны, считают эксперты.
Экспорт в Россию увеличился на 40 процентов в 2023 году по сравнению с 2021-м. Усиление санкционного комплаенса и риска вторичных санкций повлекло постепенное сворачивание реэкспортных операций и стало одним из факторов замедления торговли в целом и оптовой в особенности в 2024 году.
Кроме того, высокие показатели оптовой торговли в 2023 году поддерживались динамичным развитием горнодобывающего сектора и ростом инвестиций в основной капитал в нем. В 2024 году произошло заметное падение инвестиций в основной капитал в этом секторе на 23,3 процента за 11 месяцев. Весь прошлый год можно было наблюдать сокращение импорта, который по итогам 10 месяцев снизился на 3,3 процента.
Тем не менее во второй половине прошлого года происходит заметное увеличение темпов прироста оптовой торговли с достижением отметки 8,6 процента к концу года. Одной из причин такого наращивания является стимулирование расходов со стороны государства, что позволило вывести инвестиции в основной капитал из зоны отрицательной динамики. Роль государственного бюджета в финансировании инвестиций существенно возросла. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций увеличилась до 20,2 процента за 11 месяцев по сравнению с 14,5 процента в январе-июне 2024 года.
Именно розничная торговля стала основным катализатором аномального роста торговли в 2024 году. Это снова идет вразрез с историческими данными. За последние 10 лет среднегодовой рост розничной торговли едва достигал четырех процентов, в 2023 году этот рост составил 5,2 процента, а в 2024-м - уже 9,8 процента.
Такой рост розничной торговли был частью разнонаправленного движения с ключевыми показателями, традиционно воздействующими на ее динамику. Так, реальные доходы населения практически не росли на протяжении последних двух лет, а темпы роста реальных заработных плат, несмотря на некоторое восстановление по причине замедления инфляции, значительно отставали от темпов прироста розничной торговли и показателей прошлых лет. Так, в январе-сентябре реальные заработные платы увеличились на 2,9 процента, а реальные доходы населения за 10 месяцев сократились на 0,2 процента. Увеличение потребительского кредитования лишь частично компенсировало спад доходов, оказав поддержку розничной торговле. При этом о текущих противоречивых тенденциях косвенно свидетельствует и динамика потребительского импорта, который сокращался на протяжении всего года, несмотря на рост потребления.
Примечательно, что в прошлом году структура розничной торговли практически не претерпела изменений по сравнению с 2023 годом с сохранением доли продовольственных товаров на уровне около 33 процентов, а непродовольственных - на уровне 67 процентов. Однако существенные изменения произошли по каналам реализации розничной торговли к концу 2024 года. Если в декабре 2023 года торгующие предприятия и организации существенно доминировали (62 процента) по сравнению с индивидуальными предприятиями, в том числе торгующими на рынках (38 процентов), то в декабре 2024 года доля последних значительно увеличилась - до 45 процентов.
Неясно, что могло послужить причиной такого значительно увеличения доли более мелкого канала сбыта розничной торговли. В целях вывода из тени незаконной предпринимательской деятельности с прошлого года лица, получавшие мобильные переводы от 100 и более лиц ежемесячно в течение трех месяцев (то есть при наличии признаков предпринимательской деятельности), подпадают под проверку налоговых органов. Возможно, это стало одной из причин роста розничной торговли, а также доли индивидуальных предпринимателей, которые и являлись основными пользователями мобильных переводов и многие из которых перешли на расчеты с применением POS-терминалов и QR-кодов.
Стоит отметить, что официальной статистики, как такое усиление контроля повлияло на объемы официальной торговли, нет, поэтому вышеприведенный аргумент является предположением.
Таким образом, однозначного ответа, почему динамика торговли как оптовой, так и розничной так сильно поменяла свою траекторию с мая 2024 года, нет. Импорт и инвестиции в основной капитал, которые должны в основном определять движение оптовой торговли, весь год показывали очень скромные значения по сравнению с 2023 годом и даже спад. Реальные доходы и потребительское кредитование также не проливают свет на динамику розничной торговли, рост которой достиг почти 10 процентов к концу 2024 года. Более того, реальные доходы даже показали некоторый спад.
Карашаш ЖАНДОС, forbes.kz.
Фото: © Depositphotos/ta.che