Общество

Доступ ограничен

Доступ ограничен

Как оплатить коммунальные услуги работающему человеку?

Сегодня человек делает все возможное, чтобы облегчить жизнь себе и другим. Появляются многочисленные роботы, которые готовы принести, подать, убрать и так далее. Только система оплаты коммунальных услуг, похоже, не приемлет нововведений. 

Первые платежки за свет, газ, горячую воду и отопление контролеры приносят с 10 по 15 число каждого месяца, дней через пять появляются квитанции за холодную воду, еще через два дня - за мусор и так далее. При этом практически на каждой долговой бумажке существуют четкие сроки: оплату нужно произвести не позднее 25 числа каждого месяца, иначе отключат, отрежут, замажут, заварят. Естественно, каждый таразец пытается побыстрее рассчитаться с коммунальными долгами. Отпрашивается с работы, бежит в ближайший пункт приема платежей (банк или почта) и часами стоит в очереди. И так раза три в месяц, а то и больше. В итоге уйма потраченного времени, выговор от собственного начальства и нервозность оттого, что буквально через неделю такая катавасия начнется вновь.

На радость жителям в городе стали появляться многочисленные терминалы моментальных платежей, несколько реже встречаются банковские терминалы. Стоит отметить, что через последние заплатить можно практически за все коммунальные услуги. Неудобно только то, что на экране не высвечивается информация о потребителе, один лишь лицевой счет. Но для работающих людей и такое обслуживание благо. Правда, с некоторых пор банковские терминалы, которые раньше были доступны в любое время суток, сегодня находятся под замками. Неизвестно, почему их перенесли в помещения, куда доступ имеется лишь с девяти утра до пяти вечера, но после таких перестановок многие из них перестали работать вовсе. Пример тому - терминал в филиале АО «Народный Банк Казахстана» по улице Сулейменова.

Несколько проще с терминалами моментальных платежей, которые сегодня стоят чуть ли не в каждом магазине. Вот только заплатить через них можно за свет (также нет четкой информации о потребителе), тепло (но если у абонента пятизначный лицевой счет, оплата не проходит) и телефонную связь - как за сотовую, так и за стационарную.

Региональный менеджер ТОО «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) Нурлан Аманжолов, чьи терминалы занимают до 75 процентов этого рынка в городе, отметил, что в настоящее время ведутся переговоры с руководителями других коммунальных предприятий. Но, по-видимому, последним не очень-то хочется делиться.

Вместе с тем, по словам Н. Аманжолова, население пока не слишком активно пользуется терминалами для оплаты коммунальных услуг, поэтому основная доля платежей приходится на сотовую связь. Но и здесь чаще люди выбирают оплату наличными через операторов, так как терминалы не принимают новые купюры и берут комиссию от 20 тенге и выше (в зависимости от суммы) за одну операцию. Впрочем, есть и исключения: к примеру, терминал, находящийся в торговом доме «Алатау», взимает плату без комиссий.

И все же люди в большинстве своем идут в банк или на почту. Но и здесь работающий человек сталкивается с уймой проблем. Помимо высоких комиссий за каждую квитанцию как в банках, так и на почте, рабочий день здесь длится с 9.00 до 17.00. В субботу - до обеда. Как объясняет заместитель директора Жамбылского облфилиала АО «Казпочта» области Нурзия Алтыбаева, такие новшества произошли после того, как департамент по контролю и социальной защите по Жамбылской области Министерства труда и социальной защиты населения сделал им замечание.

- Законодательство не позволяет допускать переработку. Поэтому практически во всех отделениях «Казпочты» пятидневный рабочий день. А на центральном операционном участке по улице Толе би мы установили скользящий график. Даже в перерыв принимают оплату за коммунальные услуги. Есть окошко, где работа ведется с восьми часов. Те, кто работает, могут приходить сюда, - сказала Н. Алтыбаева.

Но ехать куда-то тоже накладно. В итоге каждый выкручивается как может. Кто-то просит помочь оплатить комуслуги соседку-пенсионерку, у немногих получается улизнуть с работы, чтобы не гневить работодателя. Некоторые до последнего тянут, пока не начнут приходить извещения об отключении. А кто-то выбирает Интернет. Но и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Вот и задается работающий человек вопросом: как же быть? Может, кто-то ответит?

Виктория САВЕЛЬЕВА, Людмила МЕЛЬНИК, Виктор БАРБАШ (фото)