Несмотря на продолжающееся развитие различных разделов республиканской логистики - воздушной, речной и особенно - автомобильной - железнодорожный транспорт, по прежнему остается основой этого сектора экономики в Казахстане.
Сегодня мы расскажем об этом виде логистики в Жамбылской области, где она также доминирует по количеству и объемам перевозимых грузов.
Ремонтная составляющая
Жамбылское вагоноремонтное депо ТОО «Жамбыл Рем Сервис» основано седьмого ноября 1924 года, имеет 100-летнюю историю. Численность штата работников составляет 246 человек.
Всего за 12 месяцев 2024 года на Жамбылском вагоноремонтном депо ТОО «ЖамбылРемСервис» было отремонтировано и выпущено на магистральную железнодорожную сеть из плановых видов ремонта 3526 вагонов, из них прошли капитальный ремонт - 310 вагонов, капитальный ремонт с продлением срока службы - 217 вагонов, деповской ремонт - 2930 вагонов, деповской ремонт с продлением срока службы - 69 вагонов. За 2023 год этот показатель составляет 3648 вагонов.
В ремонтных цехах ТОО «ЖРС» за 12 месяцев 2024 года прошли текущий отцепочный ремонт - 231 вагон, за аналогичный период 2023 года 414 вагонов. Эти цифры наглядно показывают снижение количества отцепок вагонов от состава готовых, транзитных поездов в сравнении с предыдущим годом, что, безусловно, влияет на безопасность движения поездов.
ТОО «ЖРС» имеет договора на плановые виды ремонта как с частными владельцами и операторами вагонного парка, так и с операторами вагонного парка АО «НК «КТЖ».
Филиалы ТОО «Қамқор Локомотив» - Таразское и Шуское локомотиворемонтные депо являются крупными предприятиями в регионе по предоставлению услуг по ремонту железнодорожного тягового подвижного состава.
На предприятии в 2024 году был проведен плановый ремонт по техническому обслуживанию цикла ТО-8 - 59 электровозов серии ВЛ80С/Т, и четыре тепловоза серии ТЭМ-2, ТЭМ-18, по техническому обслуживанию цикла ТО-6 - 378 электровозов серии ВЛ80С/Т и семь тепловозов. По видам планового технического обслуживания ТО-3, ТО-7 подвергнуты к ремонту тепловозы в количестве 100 единицы, которые сейчас заняты в перевозках грузов по всей Республике Казахстан.
На 2025 год запланирован большой объем ремонта локомотивов по двум локомотиворемонтным предприятиям области ЛРД Тараз и ЛРД Шу по видам ремонта ТО-6 более 500 единиц, ТО-8 в количестве 60 единиц. По техническому обслуживанию циклов ТО-3, ТО-6, ТО-7 более 100 единиц тепловозов.
На станции Шу идет строительство Сервисного центра по ремонту электровозов французской компании ALSTOM, с проектной мощностью технического обслуживания и ремонта до 200 локомотивов в год.
В конце 2024 года Таразским локомотивным депо получены пять новых тепловозов серии ТЭ33Ас Evolution Казахстанского производства, взамен старых, отслуживших свой срок тепловозов, которые обеспечивают перевозку грузов ТОО «Казфосфат», ТОО «Еврохим» и других грузоотправителей.
На 2025 год запланирован капитальный ремонт 52,7 километра магистральных путей, строительство дополнительных четырех путей на станции Шу. Помимо этого идет интенсивное восстановление путей станции Берлик-2, демонтированных в 90-х годах прошлого века, сдача которых запланирована на четвертый квартал текущего года.
Отделение дороги в цифрах
Общая длина железнодорожных путей «Жамбылское отделение грузовых перевозок» составляет 2162,3 километра, протяженность магистральных путей - 1236,3 километров, в том числе однопутных линий - 340,6 километра, двухпутных - 895,7 километра и граничит по станциям: Мойынты с Карагандинским отделением ГП, Отар с Алматинским отделением ГП, Тюлькубас с Шымкентским отделением ГП, Турксиб (Луговая) с Кыргызской железной дорогой. Перевозочный процесс осуществляется двумя видами тяги: электровозной (участки Моинты-Шу-Отар-Тараз-Тюлькубас), на долю которой приходится 93 проента перевозок и тепловозной (участок Тараз-Жанатас), обслуживающей семь процентов перевозок.
В состав отделения дороги входят 60 раздельных пунктов, в том числе одна сортировочная станция - Шу, шесть грузовых - Жанатас, Каратау, Аса, Шайкорык, Бурыл, Мынарал, пять участковых - Тараз, Сарышаган, Шыганак, Турксиб, Берлик-1, 48 промежуточных станций.
Управление движением поездов по Жамбылскому отделению ГП осуществляется по диспетчерским участкам: Тараз-Тулкибас, Тараз-Шу, Шу-Шыганак, Шу - Отар, Шыганак-Моинты, Тараз-Жанатас.
Железная дорога является основной транспортной составляющей экономики страны и отрасли связи. При этом, ТОО «Жамбыл Рем Сервис», имеющее 100-летнюю историю, ведет масштабную совместную работу с Жамбылским вагоноремонтным депо.
В прошлом году депо с плановыми видами ремонта приняло 3526 вагонов и по завершению работ вывело их на основную железнодорожную линию. А в ремонтных мастерских товарищества за 12 месяцев 2024 года проведен текущий ремонт 231 вагона.
Филиалы ТОО «Қамқор Локомотив» - Таразское и Шуское локомотиворемонтные депо являются крупными предприятиями, предоставляющими услуги по ремонту железнодорожного тягового состава в регионе.
В 2024 году на предприятии по техническому обслуживанию цикла ТО-8 отремонтировано 59 электровозов серии ВЛ80С/Т и четыре подвижных состава серий ТЭМ-2, ТЭМ-18. По техническому обслуживанию цикла ТО-6 отремонтировано 378 электровозов серии ВЛ80С/Т и семь тепловозов. По плановым видам технического обслуживания ТО-3 и ТО-7 отремонтировано 100 дизельных тепловозов, в настоящее время они занимаются грузоперевозками по всему Казахстану.
На 2025 год в двух локомотиворемонтных предприятиях области - ЛРД Тараз и ЛРД Шу - планируется отремонтировать более 500 локомотивов ТО-6, отремонтировать 60 локомотивов ТО-8. Более 100 дизельных тепловозов будут отремонтированы по циклам технического обслуживания ТО-3, ТО-6 и ТО-7.
На станции Шу французской компанией ALSTOM создается сервисный центр по ремонту электровозов, проектная мощность которого позволяет проводить техническое обслуживание и ремонт до 200 локомотивов в год.
Как видим, жамбылские железные дороги и их сложная инфраструктура продолжают динамично развиваться, демонстрируя с каждым годом все более высокие экономические и технические показатели.
Подготовил Юрий ЕФИМОВ