Меню
14 февраля, 2025 / Гульжан АСАНОВА / Право

Цифровая юстиция

Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи

Цифровая юстиция Цифровая юстиция

На брифинге в региональной службе коммуникаций руководитель департамента юстиции Жамбылской области Нургали Андасов рассказал о том, как ведомство проводит разъяснительную работу по повышению правовой грамотности населения в рамках исполнения поручений Главы государства.

 

Спикер напомнил цитату из публичного выступления Президента РК Касым-Жомарта Токаева: «Следует последовательно повышать правовую культуру людей, культивировать в общественном сознании созидательные ценности. Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона, четко понимать правовые последствия своих поступков».

В 2024 году департамент провел такие акции, как «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех районах. За прошлый год в районах области проведены 85 консультативно-разъяснительных мероприятий с общим охватом более 1182 человек.

С целью повышения правовой грамотности жителей сел, согласно информации местных исполнительных органов, открыты свыше 100 «Кабинетов права», которые функционируют на базе уголков eGov в зданиях районных, сельских клубах, в центрах досуга. Кабинеты имеют техническое оснащение с доступом к информационно-правовой системе «Әділет».

«Каждая цифровая реформа - это шаг к более доступному правосудию, особенно для людей в отдаленных регионах, где доступ к юридической помощи был ограничен», - говорил Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

В рамках реализации этого поручения запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услуг в онлайн-режиме. Также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в рамках которого граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка. Система направлена на обеспечение и упрощение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи со стороны 146 адвокатов и 41 юридического консультанта.

Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением права распоряжения имуществом в онлайн-режиме посредством видеозвонка.

Кроме того, в целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов, при подписании заявлений используется сервис «QR-подписание». Результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» мобильного приложения электронного правительства «eGov Mobile» в режиме 24/7. Так, благодаря этой услуге жители Жамбылской области в 2024 году смогли законно оформить около 2352 онлайн-доверенностей, 757 онлайн-соглашений, не посещая нотариуса.

Еще одним из важных достижений является внедрение цифрового судебного исполнителя. Так, в случае несвое­временной уплаты административных штрафов до 20 месячных расчетных показателей (МРП) уполномоченный орган передает сведения роботу-судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия частного судоисполнителя. После возбуждения производства граждане получают SMS-сообщения от 1414 и push-уведомления в «еGov Mobile» с детальной информацией о деле. Тем самым граждане освобождаются от дополнительной оплаты 25 процентов от суммы штрафа и визитов к судебным исполнителя, так как все действия производятся онлайн.

С момента запуска цифрового судебного исполнителя по сегодняшний день в Жамбылской области возбуждено 27421 исполнительное производство на сумму 583014797 тенге. Сумма экономии составила 28 миллионов тенге в пользу граждан.

В 2025 году планируется улучшить работу органов юстиции, чтобы сделать жизнь людей проще и удобнее в цифровую эпоху, а также сэкономить время и деньги. В числе изменений - запуск ИИ-помощника «Айтеке» - чат-бота для простых юридических консультаций и помощи в сборе документов. Компетенция цифрового судебного исполнителя расширится, и порог размера задолженности, которым он будет заниматься, вырастет с 20 до 40 МРП, что сэкономит гражданам до 12,2 миллиарда тенге в год.

Данные инструменты будут отличаться легкостью в использовании, оперативностью и доступностью в любое время суток.

Принимаемые меры способствуют укреплению правовой грамотности и улучшению понимания своих прав и обязанностей. В результате казахстанцы сэкономят время и деньги, повысится доступность услуг, будут сняты административные барьеры, что сделает процесс более прозрачным и эффективным.

Подготовила Гульжан АСАНОВА

Самые читаемые статьи недели: