Тарифы против расточительства
Ресурсы придётся экономить
С нового года мы все заметили, как выросли суммы на квитанциях за услуги теплоснабжения, электроэнергии, природного газа и прочих благ цивилизации. С чем связан рост тарифов, удалось узнать у Алмата Абдрайхана, руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Как оказалось, для экономии бюджетных средств в Казахстане взят курс на постепенный отказ от перекрестного субсидирования услуг, оказываемых коммунальными предприятиями. То есть если ранее физические лица платили за коммуналку заметно меньше, чем лица юридические, то теперь тарифы растут и для тех, и для других. Это позволит бюджету высвободить значительные средства для других нужд.
Как будем платить
- Согласно плану по постепенному отказу от перекрестного субсидирования, с 2025 по 2029 год предусматривается отказ от дифференцированного тарифа и утверждение среднего единого тарифа для групп потребителей, - пояснил Алмат Абдрайхан. - Поэтапный отказ от кросс-субсидирования по Жамбылской области в 2024 году составил в сфере электроснабжения 23 процента; теплоснабжения - 51 процент; водоснабжения - 34 процента; в сфере отвода сточных вод - 35 процентов; в сфере снабжения товарным газом - 18 процентов.
По словам А. Абдрайхана, департаментом утверждены социальные нормы потребления тарифов ГКП «Жамбыл су», АО «Таразэнергоцентр» и ГКП «Жанатас су жылу», которые и обозначены сейчас в наших квитанциях.
В соответствии с пунктом 247 Правил формирования тарифов, в целях дифференциации тарифа на регулируемые услуги водоснабжения и (или) водоотведения потребители подразделяются на группы.
Первая группа - физические лица, относящиеся к категории населения, организации, занимающиеся производством тепловой энергии, в пределах объемов потребления воды на собственные нужды в процессе производства тепловой энергии и объемов подпитки при предоставлении услуг горячего водоснабжения (при открытой системе горячего водоснабжения), организации, занимающиеся передачей и распределением тепловой энергии, в пределах объемов, утвержденных нормативных технических потерь, и организации, предоставляющие регулируемые услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Вторая - прочие потребители - юридические лица, не входящие в состав первой и третьей групп.
Третья - организации, содержащиеся за счет бюджетных средств.
В целях стимулирования физических лиц к ресурсосбережению, тариф первой группы на регулируемые услуги водоснабжения дифференцируется по подгруппам, которые формируются по категориям потребления.
В первую подгруппу вошли физические лица, относящиеся к категории населения, потребляющие регулируемые услуги до трех кубометров в месяц на одного человека.
Во вторую подгруппу входят физические лица, относящиеся к категории населения, потребляющие регулируемые услуги от трех до пяти кубометров в месяц на одного человека.
Третья подгруппа - физические лица, потребляющие свыше пяти и до 10 кубометров в месяц на одного человека; организации, занимающиеся производством тепловой энергии, в пределах объемов потребления воды на собственные нужды в процессе производства тепловой энергии и объемов подпитки при предоставлении услуг горячего водоснабжения (при открытой системе горячего водоснабжения); организации, занимающиеся передачей и распределением тепловой энергии, в пределах объемов, утвержденных нормативных технических потерь, и организации, предоставляющие регулируемые услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Четвертая подгруппа - физические лица, потребляющие свыше 10 кубометров воды в месяц на одного человека, и физические лица, не имеющие индивидуальных приборов учета воды.
Также коммунальщики поделили на подгруппы потребителей тепловой энергии. Согласно пункту 272-1 Правил формирования тарифов, в рамках установления социальных лимитов с учетом размера общей площади потребители, относящиеся к категории населения, подразделяются на три подгруппы.
Первая - физические лица, имеющих отапливаемую площадь до 100 квадратных метров.
Вторая - физические лица, чья отапливаемая площадь составляет от 100 до 200 квадратных метров.
Третья подгруппа - физические лица, у которых отапливаемая площадь свыше 200 квадратных метров.
На что идут деньги
Как известно, два года назад в Казахстане была принята программа «Тариф в обмен на инвестиции», согласно которой в 2023-2029 годах предполагается привлечь масштабные инвестиции для модернизации инженерных сетей электро-, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения и обеспечить снижение их износа к 2029 году.
В нашем регионе в КГП «Таразтрансэнерго» по состоянию на 1 января 2024 года износ тепловых сетей составляет 67,8 процентов. Сумма утвержденной инвестиционной программы на 2024 год - 935356,3 тысячи тенге, а на 2025 год - 858509,5 тысячи тенге.
У КГП «Жамбыл су» уровень износа сетей на 1 января 2024 года составлял 71 процент, сумма утвержденной инвестиционной программы на 2024 год - 469075 тысяч тенге.
В 2024 году местные исполнительные органы перевели водопроводные сети на баланс ГКП «Жамбыл су», уровень износа снизился с 71 до 65 процентов, и объект переведен из «красной» в «желтую» зону. Общая сумма дополнительно утвержденной инвестиционной программы на 2025 год - 266766,1 тысячи тенге.
В ТОО «Жамбылские электрические сети» износ основных средств по состоянию на 1 января 2024 года составлял в среднем 79,04 процента. Общая сумма утвержденной инвестиционной программы на 2024 год - 2495486,2 тысячи тенге. Дополнительно к инвестиционной программе на 2025 год закреплены мероприятия на сумму 1,319 миллиарда тенге.
В АО «Таразэнергоцентр» уровень износа на 1 января 2024 года составлял 74,5 процента. Общая сумма утвержденной инвестиционной программы на 2024 год - 106707,6 тысячи тенге.
Специализированным межрайонным экономическим судом Жамбылской области принято решение о применении реабилитационной процедуры в отношении АО «Таразэнергоцентр».
Основные факторы, влияющие на тариф: рост стоимости стратегических товаров - угля, мазута, дизельного топлива, газа, электроэнергии и других; капитальные и текущие ремонты, не приводящие к росту стоимости основных средств; индексация фонда оплаты труда производственного персонала; бесхозяйные сети: затраты на содержание сетей местных исполнительных органов с учетом их принятия в доверительное управление; ежегодный рост оптовых цен на товарный газ в Министерстве экономики; изменение ставки государственных налогов и других платежей.
Не тарифом единым
Однако не надо думать, что модернизация коммунальной инфраструктуры полностью ложится на тарифы. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2024 года № 1102 утвержден Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов».
Ожидаемый социальный эффект (в качественном и количественном выражении) - снижение уровня аварий на 20 процентов, снижение уровня износа энергетических и коммунальных активов в среднем по стране до 40 процентов.
Согласно утвержденному плану-графику реализации национального проекта, на модернизацию и строительство инфраструктуры (сетей и объектов) энергетического и коммунального секторов по Жамбылской области планируется следующее финансирование: на сферу теплоснабжения - 61,308 миллиарда тенге; электроснабжения - 19,885 миллиарда тенге, водоснабжения - 24,641 миллиардов тенге; водоотведения - 6,369 миллиардов тенге; на строительство канализационно-очистных сооружений - 80,706 миллиарда тенге.
В 2025 году для участия в национальном проекте готовят пакеты документов ТОО «Жамбылские электрические сети» и КГП «Жамбыл су».
Юрий ЕФИМОВ