Меню
26 февраля, 2025 / Знамя труда / Комментарии

Приоритеты климатической повестки

Зелёные технологии - новые возможности развития Казахстана

Приоритеты климатической повестки Приоритеты климатической повестки

Казахстан в силу своего географического положения особо уязвим перед климатическими вызовами и, выступая стороной соответствующих международных договоров, ведет политику по стимулированию мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата.

 

Один из важных шагов в данном направлении - утверждение Стратегии достижения углеродной нейтральности до 2060 года, которая подразумевает адаптацию экономики Казахстана к глобальным климатическим трендам. В том числе речь идет о внедрении механизма трансграничного углеродного регулирования, распространении принципов Environmental, Social and Governance, продвижении и привлечении зеленых инвестиций, энергоэффективном производстве, электрификации...

Вместе с тем для исполнения норм Парижского соглашения и заявленных в нем целей все страны-участницы каждые пять лет обязались предоставлять свои ОНУВ - определяемые на национальном уровне вклады. Казахстан для достижения глобальной температурной цели, определенной в данном документе, заявил о своем безусловном вкладе по снижению выбросов на 15 процентов и условном, при наличии дополнительной международной поддержки, - на 25 процентов к 2030-му от базового 1990 года.

В настоящее время в Минэкологии РК ведется разработка нового ОНУВ 3.0, который будет подкреплен инвестиционным планом.

Одним из механизмов по сокращению эмиссии парниковых газов выступает национальная система торговли выбросами (СТВ), в которую включены крупные энергетические, нефтегазовые, индустриальные, химические и добывающие предприятия. СТВ охватывает около 43 процентов общего объема национальных выбросов парниковых газов. Отдельное внимание уделяется вопросам адаптации к изменению климата уязвимых секторов экономики.

Несомненно, осуществление намеченных мер и достижение показателей потребуют значительных инвестиций в различные отрасли.

На 29-й Конференции по изменению климата, прошедшей в ноябре минувшего года в Баку, была принята новая коллективная цель по климатическому финансированию (NCQG). NCQG состоит из двух элементов. Основной из них касается достижения к 2035 году ежегодного финансирования мер по борьбе с изменением климата в размере 300 миллиардов долларов, что фактически утраивает существующий (на 2025 год) коллективный вклад в размере 100 миллиардов долларов. Второй элемент NCQG подразумевает вклад в размере 1,3 триллиона долларов в год со стороны всех участников и всех государственных и частных источников.

Зеленый переход требует объединения усилий государственного и частного секторов. В настоящее время назрела необходимость в создании инфраструктуры развития рынка зеленых технологий и привлечения зеленых инвестиций. Для этого на национальном уровне принята зеленая таксономия, определены направления и критерии для поддержания зеленого перехода.

Другая важная реформа - внедрение НДТ - наилучших доступных технологий, призванных снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду. Продолжается разработка справочников по переходу на НДТ всех крупных предприятий первой категории, начиная с нынешнего года.

Переход на НДТ не только обеспечит улучшение ситуации со снижением уровня экологического загрязнения в стране, но и послужит повышению экономической эффективности предприятий.

Глобальные климатические проблемы, стоящие перед всеми странами, открывают для Казахстана и новые возможности для развития политики декарбонизации. Страна располагает необходимыми ресурсами, такими, как геотермальная, ветровая и солнечная энергия, зеленый водород, которые будут играть важную роль в декарбонизации.

Помимо мер, предпринимаемых на национальном уровне, очень важно продолжать сотрудничество на региональном и международном уровнях. Так, на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Главой государства Касым-Жомартом Токаевым было объявлено об инициативе Казахстана по проведению Регионального климатического саммита в 2026 году, а также по созданию в Алматы Проектного офиса для Центральной Азии по изменению климата и зеленой энергетике.

Саммит предлагается продвигать как процесс регионального сотрудничества, направленный на консолидацию существующих программ и инициатив в целях выработки конкретных механизмов поддержки климатических усилий государств региона.

На сегодня разработана расширенная концепция саммита, определены основные направления содержательного наполнения. Предлагается сфокусироваться на пяти направлениях, в том числе на поддержке климатического перехода (энергетическом переходе, энергоэффективности, декарбонизации промышленного сектора); адаптации и жизнестойкости экономики (снижении потерь, ущерба и повышении адаптационного потенциала).

Третьим направлением определена продовольственная безопасность (системы производства, транспортировки и потребления продовольствия, создание регионального хаба поставок). Четвертым - справедливый и инклюзивный региональный переход (миграция, новые рабочие места, а также вовлечение гражданского общества). Завершают концепцию грядущего саммита механизмы достижения климатических амбиций (создание механизмов для региона по потерям и ущербу, трансферту технологий, катализации климатических финансов).

В рамках подготовительного процесса к саммиту в 2025 году состоится ряд консультаций, направленных на выработку его итоговых решений.

Сауле САБИЕВА,
директор департамента климатической политики
Министерства экологии и природных ресурсов РК

Самые читаемые статьи недели: