Рисуем сказки
Школьники изучают казахский фольклор
К Международному дню сказок, который во многих странах отмечается 26 февраля, вот уже второй год подряд областной центр проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий проводит региональный конкурс рисунка «Казахские сказки».
Организаторам конкурса важно отметить значимость устного народного творчества и его роль в передаче истории, традиций нашим детям. Ведь казахские сказки - это часть национального наследия, отражающего мудрость и широкое мировоззрение народа.
- Конкурс «Казахские сказки» проводится в культурных и образовательных целях. В рамках проекта мы стремимся не только познакомить его участников с богатым наследием казахского фольклора, но и вовлечь их в творческий процесс, способствующий развитию воображения, выразительности и становлению национального самосознания, - подчеркнула директор областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Балдай Ертуганова.
Она добавила, что, сохраняя и популяризируя казахские народные сказки, передаваемые из поколения в поколение, педагоги развивают у детей и молодежи интерес к национальной культуре, формируют творческий подход через художественное, литературное и театральное воплощение фольклорных сюжетов.
- Сказки читают все, и взрослые, и дети. Сказки продолжают жить, вдохновлять и учить даже в современном мире. Но мне хотелось бы, чтобы наши воспитанники полюбили именно казахские народные сказки. И не просто прочитали, а еще пофантазировали и нарисовали сказочных героев, прочувствовали их дух, примерили на себя их роли и передали всю эту магию на холсте, - поделилась мнением заведующая отделом центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Ольга Сагандыкова.
Она отметила также, что в прошлом году на конкурсе ребята 10-12 лет отлично справились с заданием нарисовать сказочный пейзаж, подростки 13-14 лет изобразили сказочных животных (птицу Самрук, дракона Айдахара, крылатого коня Тулпара), ребята старшего возраста рисовали сказочных героев-батыров (Борана, Абата, Каима, Ер-Төстіка).
В этом году юным художникам предложили изобразить сцену «В гостях у Жалмауыз кемпір», передав загадочную и волшебную атмосферу ее жилища. Саму Жалмауыз кемпір нужно было представить не в злом облике, а как мудрую ведунью, хранительницу тайн. Центральное место в композиции должен занимать очаг с горящим огнем, символом магической силы. Юрта, в которой происходит действие, должна быть украшена национальными орнаментами, создавая сказочную атмосферу. Вокруг хозяйки обязательны атрибуты колдовства: бубен, сушеные грибы, травы и амулеты. Все эти детали помогли девчонкам и мальчишкам раскрыть творческий потенциал и лучше понять традиции казахских народных сказок.
Отмечу, что перед началом конкурса детям показали видеоролики с познавательным экскурсом «Герои казахских сказок», «Жалмауыз кемпір: от страшной ведьмы до хранительницы древних тайн», «Кто такие джинны?». Ролики помогли каждому создать свой неповторимый сказочный образ, раскрыть художественный талант, глубже прочувствовать красоту традиций своего народа.
Воспитанникам же старшего возраста было предложено раскрыть тему «Джинн и звездный ковер». Юные художники изобразили сцену сказочного путешествия джинна по небу и степи на волшебном летающем ковре. В центре композиции - сам джинн, добрый и могущественный дух, одетый в традиционный казахский наряд. Его облик украшают пояс, жилет, амулеты, камча, браслеты и головной убор, подчеркивающие его связь с восточной культурой. Рисунок должен был содержать казахские орнаменты и мотивы.
Итогом отборочного этапа конкурса «Казахские сказки» стала красочная одноименная выставка. В состав жюри вошли педагоги и профессиональные художники, члены Союза художников РК: директор детской школы искусств № 1 села Бауыржана Момышулы Жуалынского района Канат Муратаев, педагог дополнительного образования изостудии «Мерей» областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Сержан Сагандыков, известный живописец и скульптор, педагог дополнительного образования детского творческого центра села Толе би Шуского района Кали Кораласбаев.
По итогам конкурса определены победители в двух возрастных категориях. Среди подростков 15-16 лет победителями стали Жанадил Кораласбаев из Шуского района и Айзере Турар из Меркенского. В младшей категории 12-14 лет лучшими признаны рисунки Кажымукана Аманбая из Байзакского района, Адины Истилеу и Миланы Тен из города Тараза.
- Я нарисовала Жалмауыз кемпір акварелью и акварельными карандашами. Из видеоролика мы узнали, что образ восходит к древнему культу матери-покровительницы, хранительницы очага и защитницы рода, а также к шаманке, связанной с магией и миром духов. В одних сказках казахская Баба-Яга становится грозной противницей героя, а в других помогает ему преодолеть трудности: достать волшебное зеркало, исцелить слепого, вернуть человеку способность ходить. Образ Жалмауыз кемпір трансформировался со временем. Так, из древнего мифологического существа, связанного с силами природы и тайными знаниями, она превратилась в сказочную ведьму, с которой обязательно должен столкнуться герой, чтобы пройти испытание. И я попыталась передать это все в рисунке. Жалмауыз кемпір у меня находится внутри юрты с казахскими орнаментами, она колдует над очагом, - рассказала Милана Тен.
В каждой детской работе - яркие образы, динамичные сюжеты и глубокое понимание народных сказаний, доказывающие, что любовь к казахским сказкам продолжает вдохновлять.
- Участвуя в конкурсе, я узнал, что в казахских сказках персонажи часто представлены в виде джиннов, крылатых барсов или бесплотных существ, рожденных из огня, джинны способны как помогать человеку, так и навредить. И что слово «джинн» предположительно происходит от арабского слова «джана», что означает «прятаться, скрываться». Джиннами в казахских сказках могут быть и дэвы - могучие великаны, и албасты -
мистические духи с необычной внешностью. Считалось, что только сильные батыры или великие шаманы могли подчинить джиннов своей воле и заставить служить себе. Как я представил джинна на рисунке? Он в традиционных казахских одеждах, словно соткан из огня и ветра. Крылатый барс изображен как узор на его груди и следует за ним, как тень, - поделился лауреат конкурса Жанадил Кораласбаев.
Подготовила
Лариса ГУБАШЕВА