В школе имени Ш. Уалиханова села Кулан русский язык и литературу преподает учитель с 35-летним стажем Жанет Баймагамбетова.
- Я сама когда-то училась в этой школе. Восхищалась учительницей русского языка Кенес Нурахаевой. На уроках внимательно слушала, выполняла все задания, была ее любимой ученицей. Ни разу не позволила себе прийти на ее уроки с невыполненным домашним заданием, - вспоминает Ж. Баймагамбетова. - Она учила нас не только своему предмету, но и давала жизненно важные советы. Когда надо - мотивировала, когда надо - успокаивала, поддерживала. Она стала для меня одним из примеров идеального учителя.
В те годы дети учителей были под пристальным вниманием других педагогов. У них не было права ошибаться, пропускать уроки, баловаться, хулиганить.
- Моя мама тоже работала учительницей русского языка и литературы в этой же школе, - продолжает собеседница. - Каждый день она внимательно проверяла мои тетради по всем предметам, требовала выполнять домашнее задание без единой ошибки. Сажала рядом, когда сама готовилась к уроку, и не упускала меня из виду, пока все задания не выполню. Тетради мои были чистыми-пречистыми, учебники в идельном состоянии. А в школе я не смела шалить, даже по коридору во время перемены не бегала, потому что мама говорила, что я ее зеркало, мое поведение результат ее воспитания, а она учитель. Поэтому я была примерной ученицей, отличницей. Всегда благодарю за это маму, - вспоминает Жанет Абеновна.
После окончания института имени Фрунзе Жанет Абеновна работать вернулась в свою школу. Молодая, без опыта, но с огромным желанием преподавать. В начале ошибалась, путала документы, не успевала сделать намеченное, плакала, когда не получалось объяснить ученикам тему.
- В такие моменты помогала наставница Шахноза Юнусовна Асилина - в методике преподавания, в составлении поурочных и календарных планов, на практике показывала методы и приемы разъяснения материала, взаимодействия с учениками. Первые три года я часто посещала ее уроки, пока не научилась всему, - рассказывает Ж. Баймагамбетова. - Шахноза Юнусовна - тоже один из примеров лучшего учителя. Сейчас она на пенсии, а молодые специалисты учатся уже у меня. В свое время поурочные и календарные планы мы писали вручную, заполняли журналы, наглядные материалы рисовали, вырезали, клеили. А сейчас у учителей очень много возможностей, чтобы провести урок интересно, красочно. Новым технологиям мы учимся у молодых. Это и есть круговорот жизни.
Для каждой профессии человеку нужны определенные качества, например, спортсменам - сила, ловкость и терпение. Врачам важно действовать хладнокровно. А учитель должен обладать не только всеми этими качествами, но часто быть и артистом, и оратором, как и они удерживать внимание аудитории.
- Учитель в первую очередь должен любить свой предмет. И знать его на 100 процентов, - делится секретами профессии Жанет Абеновна. - Второе немаловажное качество - искренняя любовь к детям. Именно любовь к ним дает силу работать, даже когда устал. Дети - они чувствуют все, твои настроение, переживания, ненависть, любовь.
Учителя знают все о своих учениках, умеют их поддержать, мотивировать.
- Помню каждого ученика. Некоторых иногда встречаю на улице. Они подбегают как в детстве, обнимают, рассказывают о своей жизни. Вместе вспоминаем их шалости в школе. Такие встречи невольно возвращают меня в молодость, а их в детство. В такие моменты на душе становится тепло. Некоторые из моих учеников стали учителями. Особенно помню ребят 2013 года выпуска Айдану Москауову, Аиду Примкулову, Абылай Базаркул, Саламат Карибай, Жаныл Аннаеву, Айгерим Семенову, Азизу Нокрабекову. Когда узнаю об их успехах, меня переполняет гордость, - говорит учительница.
«Быть учителем - значит не жалеть свое время, а лелеять чужое», - писал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. И в этом вся правда работы педагога. Ведь учителя посвящают все свое время школе. И хорошо, если их надежды и труд оправдываются достижениями учеников.
Азиза МАСКЕУ