Культура

Увлекательный проект

Какими игрушками пользовались наши предки

Участникам областного конкурса-проекта «Музейная педагогика» предложили найти ответ на вопрос, какие игрушки любили в детстве наши бабушки и дедушки, и воссоздать их. Организатором выступил областной центр проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий.

 

С 2017 года данный проект не только знакомит детей с историей родного края, но и делает их активными участниками музейных встреч и выставок.

- Проект «Музейная педагогика» помогает детям увидеть богатство культуры. Эта работа дала мощный импульс созданию экспозиции казахской нацио­нальной детской игрушки в музеях Жамбылской области. Теперь игрушки, созданные детьми по образцу тех, которыми играли наши бабушки и дедушки, не просто стали музейными экспонатами, а ожили в детских руках, передавая юным творцам традиции прошлого, - рассказала заведующая отделом детского творчества и спорта областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Ольга Сагандыкова.

Педагоги делают все, чтобы музеи стали для школьников живыми и интересными. Ребята выступают как экскурсоводы, ведущие музейных уроков, национальных игр и соревнований. Работая с артефактами, дети осознают связь времен и гордятся культурным наследием своей страны.

- В последние годы интерес к музейной педагогике заметно растет. Это не просто увлекательный формат изучения истории, но и педагогический инструмент вовлечения детей и подростков в изучение традиционной культуры. Мы провели ряд конкурсов, направленных на сохранение национальной идентичности. Эти проекты - важный шаг в формировании уважения к традициям, развитии творческого мышления и национального самосознания у подрастающего поколения. Среди них и областной конкурс «Музейная педагогика», а также «Тайны саукеле», «Кюй тюльпанам», «Казахские сказки». Каждый из них по-своему уникален и вносит вклад в сохранение национального культурного кода, - отметила директор областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Балдай Ертуганова.

В проекте «Музейная педагогика» традиционно участвуют педагоги дополнительного образования, музейные работники и юные исследователи. Каждый год конкурс открывает новые грани культурного наследия, объединяя историю и современные образовательные методы. В этом году его номинации разнообразны. Например, реконструкция чаепития в юрте, флешмоб у музея, выставка-пленэр в галерее петроглифов, игровая комната «Национальная казахская игра».

Особое внимание привлекла номинация «Национальная казахская игрушка». Здесь участники представили игрушки, сделанные своими руками, но с важным условием - они должны быть похожими на те, которыми играли наши дедушки и бабушки. Сначала педагоги дополнительного образования изучали статьи, исследовали музейные фонды, материалы, из которых изготавливали игрушки.

О том, как родилась идея экспозиции «Казахская национальная детская игрушка», рассказала член жюри конкурса «Музейная педагогика» Ольга Сагандыкова.

- Мне посчастливилось посетить практически все районные музеи области. Каждая номинация оказалась по-своему уникальной. Особенно запомнились дегустации традиционных казахских угощений: разнообразных форм бауырсаков, курта, жента - и классического, и в шоколаде, а также таких изделий, как ірімшік, ежегей, балқаймақ. Я заметила, что в районных музеях области нет экспозиции, посвященной детской нацио­нальной игрушке. Именно тогда и возникла идея создания отдельной музейной экспозиции «Казахская национальная детская игрушка», чтобы сохранить, показать и передать будущим поколениям этот важный пласт культуры, - говорит О. Сагандыкова.

Ее предложение было встречено с воодушевлением. Педагоги поддержали инициативу и даже выразили готовность безвозмездно передать игрушки в фонд будущей выставки.

Следующим шагом стало официальное обращение в управление культуры и развития языков акимата Жамбылской области, где письмо с предложением о создании музейной экспозиции поддержали и одобрили.

Призыв о создании экспозиции «Казахская национальная игрушка» быстро нашел отклик. Дворцы школьников Байзакского и Турара Рыскулова районов, школы искусств Меркенского, Шуского, Мойынкумского, Кордайского районов, а также села Масанчи с энтузиазмом поддержали инициативу. Педагоги одобрили проект и увлеченно вместе с детьми принялись за работу. Ребята под руководством опытных наставников воссоздали игрушки, которыми играли их предки.

Теперь в районных музеях стоят экспозиции с куклами, миниатюрными арбами, детской посудой и музыкальными инструментами, изготовленными руками кружковцев.

Так, в художественной студии «Әсем» Дворца школьников «Үміт» села Мерке педагог дополнительного образования Дина Алпысбаева с кружковцами Жанерке Мырзабек, Аминой Боркеевой, Мерей Турбиналы изготовили и передали в музей национальные игрушки «Козел», «Баран», «Девушка», «Конь» из джутовых ниток, мешковины, холста и ленты.

- Воспитанница нашего кружка «Тұмар» Адэля Жорабек с удовольствием соорудила кукол из текстильной и конопляной пряжи, - рассказала педагог кружка по декоративно-прикладному творчеству школы искусств села Кенен района Т. Рыскулова Эльмира Тыныстанова.

А под руководством педагога кружка «Умелые руки» этой же школы искусств Жаная Татаева его ученик Мейржан Пойызбай изготовил деревянную модель традиционной казахской арбы.

В центре детского и юношеского творчества села Масанчи Кордайского района ученица Хадиджа Динва под руководством своего учителя Мадины Динва сделала игрушки из натурального растительного материала - высушенных листьев кукурузы. Воспитанница кружка «Эрудит» центра детского и юношеского творчества села Кордай Малика Болакова с педагогом Жазирой Майлиевой изготовила замечательные игрушки «Парень», «Девушка», «Конь» из джутовых ниток и мешковины.

Так, традиция вновь обрела жизнь - теперь уже в стенах музеев, где каждый миниатюрный экспонат в виде национальной игрушки рассказывает свою уникальную историю.

- В будущем мы планируем расширить экспозицию, превратив ее в интерактивное пространство, где дети смогут не только познакомиться с традиционными куклами, но и играть с ними, а также создать на базе каждого музея игровую комнату, погружающую малышей в атмосферу народного творчества и ремесла, - поделилась планами Ольга Сагандыкова.

Лала ИСЛАМОВА