Грант без возврата
Послевузовское обучение освобождает специалиста от отработки на селе
Таразский городской суд рассмотрел гражданское дело по иску акционерного общества «Финансовый центр» к Саиде Нугмановой (имя и фамилия изменены) о взыскании расходов за обучение на основе государственного образовательного заказа.
В 2014 году С. Нугманова стала обладателем государственного гранта по специальности «общая медицина» медицинского университета по квоте для сельской молодежи. Между вузом и ответчиком был заключен договор на оказание образовательных услуг.
В августе 2014 года Саиду зачислили на первый курс, а в июле 2021 года она окончила вуз. Ей присвоена квалификация врача по специальности «общая медицина». За период обучения ответчика из республиканского бюджета на расчетный счет вуза было перечислено 4161500 тенге.
Комиссия университета по персональному распределению выпускников/молодых специалистов направила С. Нугманову врачом общей практики в районную больницу в Туркестанской области. Там она работала с 1 по 21 сентября 2021 года, это время засчитано в счет отработки.
В сентябре 2021 года С. Нугманова зачислена в резидентуру вуза по специальности «акушерство и гинекология» за счет средств бюджета Акмолинской области. 24 июля 2024 года она окончила резидентуру с присвоением квалификации врача акушера-гинеколога. В июне того же года обратилась в комиссию вуза по распределению, где ей было отказано в освобождении от обязанности по отработке. С сентября 2024 года ответчик трудится в многопрофильной больнице Акмолинской области.
Истец обратился в суд с иском о взыскании с С. Нугмановой задолженности на сумму 5592534 тенге, в том числе расходов за обучение на основе государственного образовательного заказа на сумму 4045903 тенге, неустойки в размере 1546631 тенге, мотивируя требования тем, что ответчик после окончания вуза не исполнила обязанности по отработке. Законом предусмотрено, что за неисполнение обязанности по отработке молодой специалист обязан возместить расходы, понесенные бюджетом в связи с его обучением.
Представитель ответчика просила суд отказать в удовлетворении иска, мотивируя тем, что ответчик приступила к отработке, однако впоследствии была зачислена в резидентуру в университет. По ее сведениям, ответчик и другие лица обращались посредством Telegram-чата, а также вузовского WhatsApp-чата к администрации университета, где им сообщили об освобождении от отработки лиц, поступивших на грант местных исполнительных органов в соответствии с решением комиссии по распределению от 28 сентября 2021 года. Университетом были допущены нарушения в части освобождения от отработки ответчика, не направлены документы на освобождение от отработки в комиссию по распределению.
Касательно взыскания неустойки представитель пояснила: ранее ответчик не получала требования об отработке/погашении задолженности. Иск подан спустя почти три года, таким образом, истец искусственно затянул вопрос разрешения спора. Представители ответчика подали иск в специализированный административный суд города Астаны 27 сентября 2024 года о признании решения комиссии в отношении ответчика незаконным и его отмене.
Представитель истца просил удовлетворить иск в полном объеме, пояснив, что АО «Финансовый центр» является лишь оператором по возврату и обслуживанию государственных образовательных кредитов и не может освободить ответчика от погашения задолженности.
Отзыв на иск от вуза в суд не поступал. Представители вуза пояснили в суде, что в резидентуру ответчик зачислена дополнительным приказом. Приказ об освобождении от отработки лиц, поступивших в резидентуру, был издан до этого. Ответчик же с письменным заявлением в комиссию об освобождении от отработки ранее не обращалась. После обращения в июне 2024 года ей отказано в освобождении от обязанности по отработке.
Прокурором дано заключение об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 17 статьи 47 Закона РК «Об образовании» граждане Республики Казахстан из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты на обучение по педагогическим, медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, обязаны отработать в сроки и порядке, которые определены Правительством Республики Казахстан. Порядок трудоустройства и отработки молодых специалистов регламентирован законом и правилами.
Согласно материалам дела, ответчик по направлению вуза проработала с 1 по 21 сентября 2021 года в районной больнице.
Комиссия вуза по присуждению образовательных грантов для оплаты высшего и послевузовского образования от 15 сентября 2021 года в связи с отказом ряда претендентов от присужденных грантов на основании писем ректоров вузов решила присудить эти гранты другим претендентам, в том числе С. Нугмановой.
В соответствии с пунктом 17-2 статьи 47 закона освобождение от обязанности по отработке предоставляется решением комиссии по персональному распределению: 1) лицам в случае отсутствия вакансий в населенном пункте по месту проживания, работы или прохождения службы супруга (супруги); 2) лицам с инвалидностью первой или второй группы; 3) лицам, поступившим для дальнейшего обучения в резидентуру на основе государственного образовательного заказа, магистратуру, докторантуру; 4) беременным женщинам, лицам, имеющим, а также самостоятельно воспитывающим ребенка (детей) в возрасте до трех лет.
Положениями действующего законодательства предусмотрено освобождение от отработки по решению комиссии. Однако суд считает, что несоблюдение ответчиком процедур не может ограничивать его право на освобождение от обязанности по отработке в связи с поступлением для дальнейшего обучения в резидентуру на основе государственного образовательного заказа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчику предоставлено освобождение от обязанности по отработке в связи с поступлением для дальнейшего обучения в резидентуру, в связи с чем иск подлежит отказу.
Руководствуясь статьями 223-226 Гражданского процессуального кодекса, суд отказал в удовлетворении иска АО «Финансовый центр» о взыскании с ответчика расходов за обучение.
Абай САРСЕНБАЕВ,
судья Таразского городского суда