Электрические автомобили становятся реальностью уже сегодня. Эти машины работают на энергии, аккумулируемой в батареях, что делает их экологичными, экономичными и удобными для использования в городах.
В последние годы электрические автомобили становятся все более популярными. Они выгодно отличаются от традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Электромобили значительно снижают уровень загрязнения воздуха и помогают бороться с изменением климата, так как они не выбрасывают в атмосферу углекислый газ и другие вредные вещества. В отличие от традиционных автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, электромобили не способствуют выбросам парниковых газов.
Кроме того, эксплуатационные расходы электромобилей значительно ниже. Зарядка электромобиля обходится гораздо дешевле, чем заправка автомобиля топливом, а благодаря отсутствию сложных двигательных систем и коробки передач, электромобили требуют минимального технического обслуживания.
Но, несмотря на преимущества, электромобили имеют и свои минусы. Они ограничены в запасе хода, что может стать проблемой при дальних поездках. Также время зарядки может занять несколько часов, особенно на обычных зарядных станциях. Вдобавок цена на электромобиль, особенно на новые модели, выше, чем на аналогичный бензиновый автомобиль, хотя с учетом экономии на топливе и обслуживании эта разница может быть компенсирована в будущем. Кроме того, инфраструктура зарядных станций еще не так развита, как обычные заправочные станции, особенно в отдаленных регионах.
В Таразе уже существуют несколько точек, где можно зарядить электромобили. Эти станции установлены различными компаниями, работающими в области устойчивой энергетики и экологичного транспорта.
Зарядная станция на проспекте Абая в Таразе работает ежедневно с 08.00 до 01.00. Ее установила компания «Энергия будущего», специализирующаяся на развитии инфраструктуры для электромобилей и возобновляемых источников энергии. На этом же проспекте действует еще одна станция, причем круглосуточно. Она установлена компанией «Green Power», которая активно работает над расширением сети зарядных станций по всей стране.
На станции возле торгово-развлекательного центра «Mart» на проспекте Толе би зарядка также доступна круглосуточно. Станция установлена в сотрудничестве с компанией «ЭлектроНэт» в рамках проекта по созданию инфраструктуры для электромобилей в крупных торговых центрах.
Еще одна зарядная станция на улице Казыбек би тоже работает круглосуточно. Она установлена ТОО «Тараз Энерго», местной энергетической компанией, стремящейся модернизировать инфраструктуру города и повысить доступность экологичных решений для жителей.
Различия между электромобилями и автомобилями с двигателем внутреннего сгорания заключаются в источнике энергии, отсутствии выбросов газа, стоимости эксплуатации, уровне шума и влиянии на окружающую среду. Электромобили используют электричество, что позволяет им избежать выбросов CO₂ и снизить загрязнение воздуха. Они имеют более низкую стоимость эксплуатации, так как зарядка значительно дешевле, чем заправка бензином, и требуют меньшего технического обслуживания. Уровень шума в электромобилях гораздо ниже, чем у автомобилей, а их воздействие на окружающую среду значительно меньше при использовании возобновляемых источников энергии.
- Когда я впервые услышал о переходе на электромобиль, был скептически настроен. Электрические машины казались мне чем-то новым и нестандартным. А после того, как я испытал несколько моделей, понял, что они могут стать альтернативой и даже конкурентом автомобилей. В первую очередь меня поразила стоимость зарядки, которая намного ниже, чем расходы на бензин, особенно в долгосрочной перспективе это ощущается значительно, - поделился информацией житель города Тараза Данияр Куанышев.
Большим плюсом является также низкий уровень шума и вибрации. В отличие от автомобиля электромобиль почти не издает звуков, что делает вождение гораздо более комфортным.
- Не нужно заниматься частыми ремонтами, как в случае с машинами: нет выхлопной системы, коробки передач и других сложных компонентов, которые обычно требуют обслуживания и замены. Но, конечно, у электромобилей есть и свои недостатки. Запас хода ограничен, и это беспокоит, особенно если мне нужно совершить дальнюю поездку. Также время зарядки - это еще один минус, если сравнивать с тем, как быстро можно заправить бензиновый автомобиль. Однако с каждым годом зарядные станции для электромобилей становятся доступнее, и технологии зарядки улучшаются, - добавил Данияр.
Стоимость эксплуатации электромобиля зависит от цены на электроэнергию и топливо. В Казахстане средняя цена бензина составляет около 180-200 тенге за литр, в то время как стоимость зарядки электромобиля варьируется от 15 до 20 тенге за киловатт/час, что делает зарядку электромобиля более экономичным вариантом. На его зарядку будет уходить в несколько раз меньше денег, чем на заправку традиционного автомобиля.
Одним из дорогих компонентов электромобиля является аккумуляторная батарея. Именно от нее зависит не только запас хода, но и общая стоимость машины. На сегодняшний день цена на аккумуляторы варьируется в зависимости от бренда, емкости и технологии. В среднем стоимость аккумуляторной батареи составляет от 100 до 150 долларов за один киловатт/час.
Например, если электромобиль оснащен батареей емкостью 60 киловатт/час, то ее стоимость может достигать 6000-9000 долларов (в пересчете примерно три-четыре миллиона тенге по текущему курсу). Это значительная сумма, особенно при замене батареи после окончания срока службы.
Однако важно отметить, что современные аккумуляторы рассчитаны на длительный срок эксплуатации - обычно от восьми до 10 лет, или на 150-300 тысяч километров пробега. Большинство производителей дают гарантию на батарею, и в течение этого срока при существенной потере емкости она может быть заменена бесплатно.
Кроме того, с развитием технологий цены на аккумуляторы постепенно снижаются. В последние 10 лет стоимость киловатт/часа уменьшилась более чем в три раза. И тенденция к удешевлению сохраняется. В будущем можно ожидать, что замена батарей станет более доступной, а срок их службы - дольше.
Стоит также учесть, что в случае замены не всегда нужно покупать новую батарею, иногда достаточно восстановить или заменить отдельные ячейки, что значительно дешевле.
- Когда я только задумывался о покупке электромобиля, больше всего пугала батарея: если выйдет из строя, замена обойдется дорого. На мой Zeekr новый аккумулятор стоит три-четыре миллиона тенге. Но за год понял: бояться нечего. Батарея надежная, деградация минимальная, а производитель дает гарантию на восемь лет. Даже если что-то случится, можно заменить отдельные модули, это дешевле. Зимой, да, запас хода падает - примерно на 25-30 процентов, и зарядка медленнее. Но с нагревом салона перед ездой и разумным планированием поездок это не проблема. Я стараюсь держать машину в закрытом паркинге, а если ставлю на улице - не оставляю пустой батарею. Главное - не доводить до нуля, не заряжать на 100 процентов каждый день и использовать теплые места для парковки, особенно в морозы. При таком подходе электромобиль остается удобным даже зимой, и батарея служит долго, - говорит житель города Тараза Мухтар Аманжолов.
Электромобили постепенно становятся частью повседневной жизни и привлекают внимание все большего числа водителей. Хотя у них есть как преимущества, так и недостатки, развитие инфраструктуры, снижение стоимости технологий и рост интереса к экологичному транспорту делают электромобили все более актуальным выбором. Насколько они подходят конкретному водителю, зависит от образа жизни, условий эксплуатации и личных предпочтений.
Подготовил Артём КИМ,
фото Юрия КИМА