Чем опасны виртуальные ловушки
Донат, ещё донат - и вот ты уже в эфемерной реальности
У каждого человека есть свое хобби. Кто-то с радостью тратит деньги на рыболовные снасти, другие - на гитары и музыкальное оборудование, третьи - на коллекционные модели, автомобили или походное снаряжение. Но в современном мире все чаще встречается увлечение видеоиграми. И оно совсем не малозатратное и не безобидное, как кажется на первый взгляд.
Видеоигры - это виртуальная жизнь, в которой тоже хочется быть «на уровне». Поэтому она требует вложений. Кто-то покупает удочки, а кто-то - скины и боевые пропуски, чтобы не только «одеть» и «экипировать» виртуальных героев, но еще и дать им новые «возможности».
В последние годы видеоигры стали не только способом развлечения, но и источником значительных финансовых затрат, особенно для молодых людей. Зависимость от микротранзакций, системы случайных внутриигровых покупок характерны для многих подростков и молодых людей. В Таразе все чаще можно увидеть ребят, которые тратят деньги на виртуальные предметы гораздо больше, чем изначально планировалось.
Донаты в играх - покупки за реальные деньги - стали привычным делом. А для подростков такие траты становятся не просто развлечением, а навязчивой потребностью. Это и есть лудомания, когда жажда получить нечто «крутое» в игре подталкивает игрока к тратам снова и снова.
Казахстан в последние несколько лет демонстрирует впечатляющий рост в сфере видеоигр и внутриигровых покупок. Из открытых источников известно, что в 2024 году геймеры в Казахстане потратили более 36 миллиардов тенге, большая часть которых ушла на мобильные игры и популярные онлайн-игры PUBG Mobile, Fortnite и CS:GO с микротранзакциями. Привлекательность этих игр кроется не только в захватывающем процессе, но и в возможности улучшать персонажей, оружие и внешность с помощью виртуальных покупок.
И в Таразе это явление стало достаточно заметным среди подростков. Например, 15-летний Кирилл, который регулярно посещает компьютерные клубы, рассказал, что в любимой игре CS:GO без покупки красивых скинов для оружия трудно выделиться среди других игроков.
- Все покупают скины, а я остаюсь с обычными, хотя и хочется быть как все, - говорит парень.
Эта ситуация знакома многим подросткам, которые, не имея возможности купить элементы игры за реальные деньги, чувствуют себя белыми воронами. Отсутствие «крутых» скинов порой воспринимается как недостаток, который необходимо исправить, независимо от того, сколько денег на это потребуется.
- Хотел бы скины, но нет денег, - продолжает Кирилл. - Друзья могут себе позволить покупать редкие и красивые предметы, что ставит меня в невыгодное положение. Когда есть возможность заработать деньги, я обязательно трачу их на виртуальные покупки, чтобы быть не хуже других.
Это типичный пример того, как виртуальные вложения начинают влиять на восприятие игры и социальный статус внутри нее.
У 18-летнего виртуального игрока Ержана ситуация не сильно отличается. Он увлекается игрой Genshin Impact, которая использует систему гача, где за реальные деньги можно получить случайные предметы и персонажей.
- Я не думал, что микротранзакции будут такой проблемой. Сначала я покупал так называемые сундуки, надеясь, что выпадет что-то крутое. Но в итоге потратил гораздо больше, чем планировал, - поделился Ержан.
Как и многие другие игроки, он осознает, что траты стали непрерывными: начинаешь с небольшой суммы, а в конечном итоге она выросла в несколько раз.
Но есть и те, кто осознал, что потратился впустую. Например, 30-летний Нурлан, который ранее увлекался Callof Duty: Warzone, говорит, что тоже попадал в ловушку виртуальных трат, но со временем смог выйти из нее.
- Я покупал скины и оружие, чтобы быть на уровне с друзьями. Потом понял, что это не имеет смысла, не приносит никакого удовольствия, только финансы иссякли. Я работаю на заводе. Сначала играл в компьютерные игры, думая, что отдыхаю и расслабляюсь. Но позже понял, что попал в зависимость от видеоигрушек. Кроме того, многие из них пропагандируют агрессивный контент - убийства, жестокость, а все это давит психологически. Не было даже времени на знакомства с девушками, на мысли о том, чтобы обзавестись семьей, детьми. Когда понял, что меня затянуло в виртуальное пространство так, что не замечал окружающего мира, прекратил играть, - рассказал Нурлан.
Для него виртуальный опыт стал уроком: игры с микротранзакциями могут быть забавными, но они не стоят тех денег, которые мы тратим.
В целом ситуация в Таразе и других городах Казахстана подтверждает растущую тенденцию к увеличению расходов на видеоигры и внутриигровые покупки.
По данным последних исследований, казахстанцы только в 2023 году потратили на азартные игры около 368 миллиардов тенге, и эта цифра продолжает расти. Видеоигры, на которых зарабатывают только разработчики, становятся все более популярными. В то же время растет количество людей, которые тратят на них большие деньги, не осознавая этого.
Ведь подростки и молодежь, как правило, не умеют контролировать свои расходы, что делает их особенно уязвимыми для игровой индустрии, использующей психологические трюки, чтобы стимулировать все большее количество покупок. Азарт и желание быть на уровне с другими игроками часто становятся мотиваторами для вложений в игры.
Ситуация с лудоманией требует внимания как со стороны общественности, так и со стороны властей. Игровая индустрия продолжает развиваться, и если не принять меры по регулированию этой сферы, можно столкнуться с тем, что миллионы тенге будут уходить за рубеж, не принося пользу экономике страны. Важно не только защищать интересы игроков, особенно подростков, но и обеспечивать прозрачность в процессе покупки виртуальных товаров.
Видеоигры, несмотря на свою развлекательную природу, становятся важным экономическим сектором, и в Таразе, как и в других городах Казахстана, судя по всему, этот процесс будет только набирать обороты.
И важно спасти молодежь не только от неразумных трат и бегства в виртуальный мир, но и мошенников, которые тоже освоились в системе видеоигр.
- Сейчас в Интернете, особенно в играх, участились случаи мошенничества. Злоумышленники маскируются под игроков, админов, предлагают бесплатные скины, валюту, бонусы, а на деле выманивают логины, пароли и даже банковские данные. Очень часто жертвами становятся подростки, которые не подозревают, что за красивой оберткой скрывается обман. Я советую игрокам быть осторожными: не заходите по сомнительным ссылкам, не вводите данные от аккаунтов на подозрительных сайтах, не загружайте программы, особенно если они обещают что-то бесплатное. Всегда включайте двухфакторную защиту - это простой шаг, который может спасти ваш аккаунт. Также старайтесь не тратить деньги наугад: лутбоксы и «выгодные предложения» - это способ вытянуть из людей как можно больше средств. Не привязывайте к аккаунтам свои основные карты, используйте временные или с лимитом. И самое главное - если что-то показалось подозрительным, лучше сразу сообщить об этом в полицию или в службу поддержки игры. Безопасность в Сети начинается с внимательности самого пользователя, - посоветовал старший оперуполномоченный управления по противодействию киберпреступности департамента полиции Жамбылской области майор полиции Мухаммед Кошмаганбетов.
Артём КИМ,
фото автора