Комментарии

Пока рацион не урезают

Что думают казахстанцы о продовольственной безопасности

Благосостояние страны определяется целым рядом факторов, одним из которых является продовольственная безопасность. Согласно результатам опроса населения Казахстана в 2024 году, 4,4 процента респондентов испытывали тревогу, что могут остаться без еды из-за нехватки денег или других ресурсов, сообщают аналитики Energyprom.kz. По сравнению с предыдущим годом этот показатель уменьшился на 1,5 процентного пункта. Одновременно увеличилась доля тех, кто не испытывал подобных опасений: с 88,7 до 90,4 процента (рост на 1,7 п. п.).

 

Доля граждан, которые когда-либо за последние 12 месяцев не могли позволить себе здоровую и питательную пищу, составила 2,4 процента против 3,6 процента годом ранее. При этом доля тех, кто не сталкивался с такой проблемой, выросла с 90,7 до 92,5 процента.

Только ограниченным набором продуктов питались 3,2 процента граждан - на 1,5 п. п. меньше, чем год назад. В то же время 92,2 процента респондентов сообщили, что такого с ними не случалось.

За последние 12 месяцев 0,9 процента граждан хотя бы раз пропускали приемы пищи из-за нехватки денег или иных ресурсов. Еще 1,2 процента ели меньше, чем считали нужным, а у 1,1 процента заканчивалась еда дома. Ощущали голод, но не могли поесть 0,7 процента опрошенных. Полностью отказывались от еды в течение дня 0,6 процента респондентов.

В 2024 году среднегодовые расходы казахстанских домохозяйств на продукты питания составили 1,8 миллиона тенге - на 5,6 процента больше по сравнению с 2023-м. То есть в среднем одна семья тратила 150,4 тысячи тенге в месяц на продовольственные товары.

Наибольшая часть продовольственного бюджета приходилась на мясо и мясопродукты: 597,9 тысячи тенге в год в среднем на семью, или 33,1 процента всех расходов. Следом идут затраты на хлебопродукты и крупяные изделия (257,7 тысячи), а также на молочные продукты (196,5 тысячи).

Расходы на фрукты составили 163,2 тысячи тенге в год, на овощи - 129,6 тысячи, на сахар, кондитерские изделия и сладости - 122,6 тысячи, на масла и жиры - 92 тысячи, на безалкогольные напитки - 79,6 тысячи, на рыбу и морепродукты - 78,8 тысячи, на яйца - 40,3 тысячи тенге.

В региональном разрезе наибольшие расходы на продукты питания были зафиксированы у жителей Туркестанской области: 2,3 миллиона тенге в год, или 194,7 тысячи в месяц. Это на 29,4 процента больше, чем в среднем по стране. Следом идут семьи из Мангистауской и Жамбылской областей. Наименьшие расходы на продукты питания были отмечены в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях.

Цены напрямую влияют на уровень расходов граждан. Посмотрим, как они изменились. По итогам марта текущего года стоимость продовольственных товаров выросла на 1,6 процента за месяц и на 7,6 процента в годовом выражении.

В региональном разрезе наибольший месячный рост цен на продукты был зафиксирован в столице - на 2,4 процента. Наименьшее удорожание наблюдалось в Актюбинской области - на 0,6 процента. В годовой динамике наибольший рост цен был отмечен в Акмолинской области - на 10,6 процента. Минимальное удорожание было зафиксировано в Жамбылской, Костанайской и Туркестанской областях - на 6,3 процента в каждом из регионов.

Если говорить о конкретных видах продовольственных товаров, то за месяц сильнее всего подорожали фрукты и овощи (на 3,1 процента), а также мясо и мясопродукты (на 2,2 процента). Сахар, мед, шоколад и кондитерские изделия выросли в цене на 1,8 процента, рыба и морепродукты - на 1,3 процента, молочные продукты - на один процент, хлебобулочные изделия и крупы - на 0,8 процента, масла и жиры - на 0,7 процента. Безалкогольные напитки подорожали на 1,3 процента, алкогольные напитки - на 0,4 процента.

В годовой динамике антилидерами по росту цен стали масла и жиры (на 13,1 процента), фрукты и овощи (на 11,9 процента), а также рыба и морепродукты (10,6 процента). Безалкогольные напитки стали дороже на 9,9 процента, алкогольные - на 10 процентов. Сахар, шоколад и кондитерские изделия выросли в цене на 8,5 процента, мясо - на восемь процентов, молочные продукты - на 6,1 процента, хлебобулочные изделия и крупы - на 3,1 процента.

Подготовила
Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА,
фото Energyprom.kz