Меню
Сегодня, 09:31 / Знамя труда / Комментарии

Нейросети в действии

Новые горизонты технологий и их вызовы

Нейросети в действии Нейросети в действии

Искусственный интеллект стал частью повседневной жизни и присутствует почти в каждом аспекте нашего быта. Телефоны угадывают, что мы хотим написать, поисковики предлагают нужную информацию еще до того, как мы завершаем запрос, а онлайн-магазины советуют товары, как будто знают, чего мы хотим.

 

Все это - проявления работы искусственного интеллекта (ИИ), технологии, которую создавали десятилетиями и которая сегодня переживает бурный расцвет.

Многие считают, что искусственный интеллект - это что-то сложное, исключительно научное. На деле же все начинается с простых принципов: машина получает данные, учится на них и делает выводы. Она может распознавать образы, понимать речь, учиться на собственных ошибках и даже придумывать что-то новое - музыку, тексты, изображения. Современные нейросети способны не просто выполнять команды, а взаимодействовать с человеком почти на равных, создавая впечатление живого интеллекта.

Однако путь к таким результатам был долгим. Первые идеи о мыслящих машинах появились еще в середине прошлого века. Тогда ученые мечтали о программах, способных мыслить, как человек. Со временем появились первые экспертные системы, затем - машины, способные побеждать людей в интеллектуальных играх. А сегодня ИИ уже помогает врачам ставить диагнозы, управляет автомобилями и даже пишет сценарии к фильмам.

Области применения ИИ расширяются каждый день. В медицине он анализирует рентгеновские снимки и находит признаки болезней, которые могут ускользнуть от взгляда врача. В финансах выявляет подозрительные транзакции. В образовании подстраивает обучение под каждого ученика. В творчестве сочиняет музыку и рисует картины, которые не отличить от работ людей. Технологии ИИ работают без усталости и ошибок, которые характерны для человека, и потому становятся все более востребованными.

Все чаще в вузах Казахстана и по всему миру преподаватели сталкиваются с загадочным феноменом: студенты сдают «идеально» написанные дипломные и курсовые работы. Без ошибок, с логичной структурой, литературным языком. Но как только преподаватель задает пару уточняющих вопросов - студент теряется, не может объяснить, о чем писал. Ответ прост: текст написан не им. За него поработал искусственный интеллект.

С распространением нейросетей вроде ChatGPT, BingCopilot и других у студентов появилась возможность за считанные минуты генерировать полноценные тексты. Кто-то пользуется этим как черновиком и перерабатывает вручную, но многие просто копируют сгенерированное и сдают, как есть. Формально текст не украден, ведь программы антиплагиата такие тексты зачастую «не ловят». Но по сути - это нечестность, где оригинальность мысли подменяется машинным шаблоном.

Ситуация усугубляется тем, что системы проверки на антиплагиат, которыми пользуются университеты, не всегда готовы к новой реальности. Они ищут заимствования в Интернете и базах данных, но не определяют, сгенерирован ли текст искусственным интеллектом. Таким образом, ИИ-подделки проходят проверки, а преподаватели оказываются в замкнутом круге: текст «чистый», но явно не от студента.

Некоторые вузы уже начали вводить новые методы проверки - анализ стиля, устные защиты, дополнительные тесты. Но это не всегда эффективно, требует больше времени. А ведь за красивой оболочкой скрывается гораздо более серьезная проблема: утрата смысла образования. Когда студент предпочитает не учиться, а сдать «что угодно», лишь бы получить зачет, это уже не помощь технологий, а подмена ценностей.

В итоге преподаватели теряют доверие к студентам, а студенты - к самому процессу образования. Вместо развития мышления происходит обучение хитрым схемам обхода системы. ИИ становится не инструментом, а костылем. Удобным, быстрым, но убивающим личную инициативу, живую мысль, воображение, способность к открытиям. Пока вузы не найдут действенные способы реагировать на вызов нейросетей, и пока сами студенты не поймут, что знания нельзя «скачать», эта проблема будет только нарастать.

- Раньше любители шпаргалок списывали нужное из книг в библиотеках, потом - из Интернета, а теперь и вовсе копируют из программ искусственного интеллекта. Разница лишь в скорости, а вот суть остается прежней - лишь бы получить зачет или среднюю отметку, - рассказал студент четвертого курса Университета Дулати Данияр Тулебаев. - Использование искусственного интеллекта для написания курсовых и дипломных работ стало обычным делом среди студентов. В моем представлении, основные принципы не изменились: студенты всегда искали быстрый и удобный способ выполнения задания с минимальными усилиями. Нейросети способны за секунды сгенерировать текст на заданную тему. Это не столько обман, сколько современный подход к учебе.

Но вместе с преимуществами приходит и тревога. Не секрет, что ИИ может заменять людей в профессиях, особенно там, где работа однотипна и рутинна. Возникают и вопросы этики: кто будет отвечать, если машина примет неправильное решение? Как защитить личные данные, если алгоритмы знают о нас больше, чем мы сами? И главное - не потеряем ли мы контроль, если машины станут слишком умными?

Пока что искусственный интеллект остается инструментом в руках человека. Но каким будет его дальнейшее развитие - зависит от нас. От того, насколько разумно мы будем его использовать, какие правила установим и как научимся сосуществовать с новыми формами разума. Технологии не стоят на месте, и уже сейчас очевидно: ИИ - не временная мода, а вектор будущего, к которому нужно быть готовыми.

- Я работаю бухгалтером уже более 20 лет и вижу, как программы на основе ИИ упрощают рутину: отчетность формируется быстрее, меньше ошибок. Конечно, страшновато, что многое может автоматизироваться, но я считаю, что людям нужно учиться новому и не бояться перемен, - поделилась мнением бухгалтер Гульмира Асанова.

Артём КИМ,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: