Точечный маркетинг
Что предлагает казахстанцам интернет-торговля
Казахстан рассматривает цифровую торговлю как стратегическое направление для развития экономики, диверсификации экспорта и интеграции в международные цепочки добавленной стоимости. Страна уверенно продвигается в направлении внедрения инновационных и безбумажных решений во внешнеторговых операциях.
Представители известных в Казахстане маркетплейсов стали гостями «Astana International Trade Forum». На сессии «CEO Talks: Лидеры ритейла - курс на 2025» они сообщили участникам встречи, что сегодня предлагают маркетплейсы казахстанцам.
Представитель «Alibaba» в Центральной Азии (Китай) Чингиз Шер предложил казахстанским производителям тестировать свою продукцию через «Alibaba», а потом уже нацеливаться на рынки Китая и Южной Азии.
- «Alibaba» очень легко предоставляет эти возможности, чтобы вы могли как производитель тестировать, где вы можете продавать свои товары, кому это интересно. Просто надо подключиться к платформе и работать, - сказал Чингиз Шер.
Директор по корпоративным связям «Wildberries» в Казахстане Казбек Кужимов рассказал, как маркетплейс подстраивается под казахстанского покупателя:
- Сегодня порядка 120 тысяч продавцов на «Wildberries» являются резидентами Казахстана. Строительство собственных логистических центров в Астане и Алматы по нашим оценкам в среднем способствует росту экономики региона до пяти процентов. Это очень большой показатель для одного инфраструктурного объекта. Мы стараемся предоставлять новые сервисы, новые возможности, постоянно проводим обучение и привлекаем новых селлеров.
Кроме этого, «Wildberries» активно внедряет новые сервисы для казахстанских предпринимателей и делает приложение удобнее для покупателей.
- Мы постоянно тестируем и внедряем новые сервисы для продавцов из Казахстана. Недавно стала доступна экспресс-доставка силами продавца и доставка до двери, теперь можно заказать букет живых цветов или продукты питания, крупногабаритную мебель и технику и все это будет доставлено в сжатые сроки. Также в данное время мы переводим сайт и приложение на казахский язык, уже переведено порядка двух миллионов карточек товаров, и работа в этом направлении еще продолжается, - сообщил Казбек Кужимов.
В свою очередь председатель правления «Halyk Finservice» (маркетплейс «Halyk Market») Мольдер Рысалиева рассказала о персонализированном маркетинге, который дает снижение затрат на привлечение клиентов.
- У нас есть департамент, который мы называем фабрикой данных, он анализирует полностью поведение наших клиентов, где они находятся, где тратят деньги, какие категории они любят, где они сейчас находятся. Например, когда вы находитесь в аэропорту, вам может прийти SMS о том, чтобы вы не забыли купить медицинскую страховку. Когда вы приезжаете в торговый центр, мы вам напомним о том, чтобы вы не забыли оплатить парковку. И точно так же персонализированный маркетинг мы используем и для того, чтобы предложить релевантную категорию тем людям, которые ищут эту категорию, - сообщила она.
Стоит учесть, что электронная торговля один из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики. Она открывает новые возможности для малого и среднего бизнеса, стимулирует трансграничную торговлю и ускоряет цифровую модернизацию торговой инфраструктуры.
Сегодня около 30 процентов населения планеты совершают покупки онлайн. Казахстан также демонстрирует позитивную динамику. С 2020 года объемы электронной торговли увеличились в пять раз. По итогам 2024 года объемы электронной торговли составили около 3,2 триллиона тенге, или 14,1 процента от общего объема розничной торговли. Для достижения этих целей в марте текущего года утвержден План по развитию электронной торговли до 2027 года.
В числе приоритетов развития электронной торговли в нашей стране - совершенствование законодательства, запуск образовательных программ, внедрение финансовых мер поддержки предпринимателей и развитие логистической инфраструктуры. В рамках законодательных инициатив особое внимание уделяется защите прав потребителей - одной из наиболее уязвимых категорий. Формируются сбалансированные требования как к маркетплейсам, так и к продавцам, с зеркальным применением стандартов, действующих в офлайн-торговле.
Подготовил
Юрий ЕФИМОВ