Мнение

Обращайтесь — защитим!

Здесь учат отстаивать свои права

Как известно, общение покупателя и продавца базируется в основном на двух постулатах: «клиент всегда прав» либо «не обманешь - не продашь».

 

Поскольку продавцы товаров и услуг первый постулат часто игнорируют, а второй никак не могут изжить из практики, то нашим гражданам периодически приходится обращаться за защитой прав к государственным органам. И обращений потребителей не только не становится меньше, наоборот, их число и охват разных отраслей сферы услуг растут год от года.

Как рассказала в интервью «Знамени труда» главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области Татьяна Федосова (на снимке), итоги работы департамента торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области за пять месяцев текущего года действительно говорят о росте активности граждан.

- С начала года в наш департамент поступило 627 обращений, что на 164 больше, чем за пять месяцев прошлого года. Прирост числа обращений составил 35,2 процента, то есть более чем на треть. Из них в сфере защиты прав потребителей поступило 470 обращений, что на 85, или 22,1 процента, больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По сфере торговой деятельности за отчетный период поступило 156 письменных заявлений, что в два раза превышает количество обращений за пять месяцев 2024 года.

- В какой форме предпочитают обращаться граждане в ваше учреждение?

- Традиционно многие нам пишут и звонят, некоторые приходят. Из общего количества обращений 402 поступило в письменной форме, на прием к специалистам пришли 68 человек, на прием к руководителю - один. На телефон горячей линии поступил 131 звонок, в Telegram-бот - 25 обращений.

- В какой сфере отмечено наибольшее число жалоб и обращений граждан?

- Основная часть жалоб потребителей в сфере защиты прав потребителей - 166, или 35,3 процента от их общего числа, приходится на розничную торговлю. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких обращений уменьшилось на 13,9 процента. Это жалобы на отказ от обмена или возврата товара ненадлежащего качества, на отказ от обмена или возврата товара в течение 14 календарных дней.

Отмечу также, что на 46,3 процента возросло количество жалоб в сфере электронной торговли - с 67 до 98 за январь-май 2025 года. Их стало больше, чем заявлений по бытовому обслуживанию и в жилищно-коммунальной сфере.

- А есть ли какие-то особенности в обращениях граждан, что ранее встречалось редко?

- Действительно есть. Необходимо отметить стремительный рост обращений в сфере образовательных услуг с 10 до 35 обращений, то есть в 3,5 раза. Все услуги оказывались в онлайн-формате. Заявители остались недовольны качеством преподавания и отказами преподавателей в расторжении договоров и возврата оплаченных за обучение сумм.

По итогам рассмотренных департаментом обращений потребителям возвращено 13,3 миллиона тенге.

- Сколько проверок вами было проведено в 2025 году и каких?

- За пять месяцев 2025 года департамент торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области провел 86 внеплановых проверок субъектов бизнеса по заявлениям потребителей. В том числе в сфере торговли наши специалисты проверили 69 субъектов предпринимательства на предмет превышения размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. А в сфере защиты прав потребителей состоялись 17 проверок из-за непредоставления ответа на претензию потребителя и необеспечение обмена-возврата товара ненадлежащего качества. В результате проверок выявлено 64 нарушения. На нарушителей наложено 64 административных взыскания, из них 44 предупреждения и 20 взысканий штрафа на общую сумму 953,5 тысячи тенге.

Отмечу, что по сравнению с аналогичным периодом 2024 года наблюдается рост проверок на 19 процентов (с 58 до 69 в текущем периоде). Также выросло количество наложенных взысканий с 44 за до 64 в текущем периоде. Более чем в два раза выросла сумма наложенных штрафов - с 452,3 тысячи тенге до 953,5 тысячи тенге.

- С чем связан такой рост?

- Растет число обращений граждан, а это влечет рост числа проверок и суммы штрафов. А происходит это еще и потому, что наш департамент ведет активную разъяснительную работу среди населения посредством размещения материалов на страницах региональных СМИ, радио, телевидении, в социальных сетях.

Так, за пять месяцев 2025 года опуб­ликовано 1019 материалов в социальных сетях, 27 статей - в региональных СМИ, 12 материалов - на сайте Комитета по защите прав потребителей, организовано два выступления сотрудника департамента на областном радио. Проведены девять дней открытых дверей, три брифинга в региональной службе коммуникаций. Результаты, как видите, сказываются. Чем лучше люди информированы, тем больше граждан стремятся защитить свои потребительские права. И будем надеяться, что в результате честнее и лучше будут работать продавцы и услугодатели.

Юрий ЕФИМОВ