Летние распродажи
Как не попасться на уловки недобросовестных продавцов и мошенников
Приближается сезон летних распродаж, и с одной стороны, в это время действительно можно найти товары по выгодным ценам, а с другой, увеличиваются риски нарваться на недобросовестных продавцов и даже мошенников.
Как не попасться на их уловки и действительно сэкономить, рассказал сайт fingramota.kz.
Проверяйте цены до старта «сезонных распродаж». Нечестные продавцы нередко используют один из самых распространенных маркетинговых подходов: за несколько недель до распродажи они намеренно завышают цены на популярные товары. А в день акции снижают стоимость до прежнего уровня, тем самым создавая иллюзию большой скидки. Покупатели, не отслеживавшие первоначальные цены, ошибочно считают, что совершают выгодную покупку, хотя на деле платят столько же, сколько и до начала распродажи. Такой прием рассчитан на эмоциональные и импульсивные покупки, поэтому важно заранее фиксировать цены на интересующие вас товары, чтобы не попасться на уловку.
Нужно обязательно проверять динамику цен через специальные сервисы - в Google, например, есть «История цен», либо просто сохранять скриншоты цен заранее. Также обязательно сравнивать цены у разных продавцов, и если скидка слишком высока, то стоит насторожиться.
Не доверяйте лозунгам «Только сегодня!»
Все якобы ограниченные таймеры и надписи вроде «Товара почти не осталось» или «Скидка закончится в полночь» являются агрессивными рекламами и способами давления на покупателей. Не забывайте, что мошенники тоже очень любят заманивать в свои сети доверчивых людей именно через такие манипулятивные уловки.
Как правило, на самом деле многие акции длятся дольше, чем один день - продавцы сами заинтересованы в том, чтобы их товары купили как можно больше людей. Поэтому не стоит спешить и лучше самостоятельно проверить, действительно ли товаров мало, потому что недобросовестные продавцы искусственно создают ограниченность ассортимента, чтобы устроить ажиотаж.
Подальше от неизвестных брендов
Не обязательно покупать товары от люксовых компаний, но все-таки совсем уж неизвестные бренды, которые предлагают огромные скидки, - это веский повод насторожиться. Опасность в том, что товар изначально может быть некачественным или переоцененным, даже с учетом больших скидок.
Если вам интересен бренд, то почитайте отзывы на него на независимых площадках, не ограничиваясь одной, чтобы картина была как можно более полной. Не лишним будет изучить социальные сети - люди в комментариях, как правило, делятся искренними эмоциями, но и тут нужно быть осторожными и остерегаться ботов, которые бренд мог купить.
Остерегайтесь фейковых сайтов и фишинга
Мошенники часто создают копии сайтов популярных брендов и маркетплейсов с «огромными скидками». Поддельные сайты могут быть копиями до мелочей, поэтому лучше скачивайте приложения в App Store и Google Play - туда попадают только проверенные варианты, и работайте уже через них.
Всегда проверяйте URL (название должно начинаться с https://, отсутствие «s» уже говорит о том, что сайт поддельный). Также никогда не вводите данные карты (номер, пин-код, CVV/CVC) на незнакомых сайтах и лучше заведите для онлайн-платежей отдельную карту, на которой всегда будет небольшая сумма. И, наконец, подключите двухфакторную авторизацию на всех своих устройствах.
Всегда читайте условия возврата и доставки
Некоторые продавцы в интернет-магазинах и маркетплейсах могут утаивать важные детали - например, невозможность обмена и возврата или особые условия возврата. Иногда эти условия появляются только в момент оформления заказа либо их вообще никак не озвучивают.
Такие действия вводят в заблуждение и нарушают ваши права как покупателя. Поэтому сохраняйте скриншоты условий покупки, особенно страницы с описанием товара, информации о возврате и стоимости доставки. Это станет доказательством, если продавец впоследствии изменит условия или откажет в возврате. Кроме того, важно помнить, что, согласно казахстанскому законодательству, вы можете вернуть товар в течение 14 дней, если он сохранил презентабельный вид и упаковку. Исключения - нижнее белье, лекарства, чулочно-носочные изделия и так далее. Если продавец все равно утверждает, что товар не подлежит возврату, то вы имеете полное право подать на него жалобу в Комитет по защите прав потребителей.
Советы: сравнивайте цены заранее. Запишите цены на нужные товары до старта акций - скидки могут быть фейковыми. Проверяйте сайты и продавцов. Убедитесь, что сайт настоящий: проверьте адрес, контакты, отзывы и условия возврата. Сравните предложения. Один и тот же товар может стоить по-разному в разных магазинах. Изучите отзывы. Читайте мнения покупателей не только на сайте продавца, но и на независимых площадках. Внимательно изучите правила оплаты, возврата и доставки. Избегайте импульсивных покупок. Спросите себя: «Мне это действительно нужно?» - и дайте себе время подумать. Используйте карты и проверенные платежные сервисы. Не переводите деньги на личные счета. Контролируйте бюджет. Определите лимит трат и придерживайтесь списка нужных покупок. Храните чеки, письма и скриншоты - это пригодится при возврате или споре.
Берегите себя, свои деньги и повышайте финансовую грамотность!
Подготовила
Лала ИСЛАМОВА