Подробности

Ловец мгновений

Фотолетописец Виктор Барбаш

Таразские фотокорреспонденты каждой весной выезжают в места цветения разных видов тюльпанов. Одним из участников апрельского тура вновь стал фотограф Виктор Барбаш. Его фоторепортажи и зарисовки из жизни дикой природы - пример высочайшего профессионализма мастера кадра.

 

Фотоделом Виктор увлекся еще в десятилетнем возрасте. Как и у большинства советских фотографов, первым орудием будущего мастера стал старенький ФЭД-3 - техника «неубиваемая»!

Маленький Витя учился подбирать освещение, нужный ракурс съемки, фотопленку подходящей светочувствительности, осваивал колдовство проявки фотопленки и закрепление полученных кадров. В современных условиях все эти премудрости выглядят сущей древностью, ведь нынче цифровая обработка фото куда как проще, и ею пользуются без проблем даже дети.

Более 20 лет Виктор Барбаш проработал в акционерном объединении «Джамбулкожобувь» на профессиях, далеких от творчества. Но на рубеже тысячелетий крупнейший производитель кожевенной обуви в Казахстане пал жертвой экономической разрухи. Пришлось искать новую точку приложения сил и новую профессию. Вспомнив, что новое - это не обязательно забытое старое, Виктор Барбаш начал сотрудничать с газетой «Регион Юг». Помимо пространственного воображения, редкого глазомера Виктор Леонтьевич сразу продемонстрировал важнейшее для фотографа качество - умение уловить необычное, удивительное в деталях пейзажа, мозаике красок - весны, лета, осени и зимы, в повороте головы прохожего, в утренней росе, лежащей на лепестках цветка. Виктора заметили и стали приглашать другие газеты.

Его фотографии сразу выделились в общей галерее работ, публикуемых в городских и областных СМИ. Но, помимо несомненного таланта, Виктор Барбаш сразу расположил к себе журналистов и работающих с ним открытостью, доброжелательностью, всегда хорошим настроением, которыми он щедро делится с окружающими. А в тонкости и технические приемы фотографии Виктор охотно посвящал и коллег с опытом, и начинающих журналистов.

Кто только не пользовался добротой и отзывчивостью мастера! Оригинальный фотохудожник, он стал и самобытным фотокорреспондентом, умеющим схватывать буквально на лету самые интересные и важные моменты разных событий.

В его архиве фото многих знаменитых людей, политиков первой величины, артистов, художников, путешественников. Но его гордость - работы, где запечатлены красота природы родного края, степные и горные ландшафты, растения, птицы и животные.

Сотрудничая с крупнейшими из печатных и электронных СМИ, Виктор Барбаш начал участвовать в областных, республиканских и международных конкурсах и выставках фоторабот. Например, он стал обладателем Гран-при республиканского конкурса, проводимого газетой «Казахстанская правда».

Первая персональная выставка фоторабот Виктора Барбаша состоялась в 2010 году в выставочном зале Жамбылского областного историко-краеведческого музея. По мнению посетителей, творчески безукоризненными работами на фоне 60 великолепных фотографий были изображения внучки автора, Елизаветы.

Надо сказать, что отец двух детей, Максима и Анастасии, Виктор Леонтьевич является еще и образцовым дедом Лизы, Веры и Алисы. Эти три музы являются для Виктора постоянным источником вдохновения. Еще одно его ценное качество -
быть настоящим другом. Виктор молод душой, и, будучи уже на заслуженном отдыхе, вовсе не почивает на лаврах, у него всегда много креативных идей, оригинальных задумок. Его взгляд по-прежнему остается острым и цепким.

За полвека творчества он создал множество замечательных работ, получил немало призов и грамот, но самое главное - продолжает нести по жизни идею творчества, дающего людям красоту, хорошее настроение и ощущение достижимости земного счастья.

Виктор Барбаш в печатной прессе оставил яркий след. Его работы сразу подняли уровень репортажей, фотообзоров, портретов местных знаменитостей на новый, весьма высокий уровень. В СМИ этот самобытный автор, умеющий видеть мир необычно-прекрасным, загадочным и интересным, пришел в начале двухтысячных годов.

Что касается личных предпочтений и наиболее любимых жанров, то можно сказать, что Виктор универсален.

- Нет ничего проще, чем снимать спорт. Динамики - хоть отбавляй, эмоции - сильные, яркие, никто их не скрывает, - говорит Виктор Леонтьевич. - Спортсменам не до красивого позирования. Поэтому выбрал ракурс, устроился поудобнее - и только успевай на кнопку спуска нажимать - красивые кадры сами на карту памяти просятся.

Так-то оно так, только очень немногие профессионалы умеют делать такие фото! Есть один нюанс. Спортивная съемка требует максимально быстрой аппаратуры, самой светосильной и «дальнобойной» (длиннофокусной) оптики - а это очень и очень, скажем так, недешево.

Фотограф продолжает:

- От фотографа, кроме терпения рыбака и внимательности сапера, нужно еще и понимание того вида спорта, который он снимает. Хотя бы минимальное, на уровне болельщика. А это необходимо для, пожалуй, главного: умения предвидеть, опережать действие на доли мгновения. Потому что, когда увидел событие в видоискателе -
в спорте это означает, что оно уже прошло, состоялось, ты опоздал. Вернуть, повторить, сделать дубль -
невозможно… А так - да, ничего сложного. Динамика в кадре есть, эмоции в наличии…

Еще Виктор с большим удовольствием и умением снимает лица. У всех наших коллег есть портретные или стоп-кадр фотографии, сделанные Виктором, которые хранятся в альбомах, вставляются в рамки.

- У меня лицо не совсем стандартное, не фотогеничное, поэтому не люблю фотографироваться. Как-то раз Виктор купил новый объектив и решил его «пристрелять». Остановил меня у елки на входе в редакцию, говорит, постой тут, я пробы сделаю. Мне не трудно, я постояла, - рассказывала мне коллега. - А потом Виктор распечатал и подарил несколько этих проб. Такой красивой я себя на фото раньше никогда не видела. И это была реа­льная фотография -
без фильтров и манипуляций. Виктор в камеру поймал какую-то красоту, которую я сама в себе не подозревала.

Особенно хорошо у Виктора получаются портреты детей. Смотришь на них и словно читаешь эмоции ребенка - вот этот собирается нашкодить, этот - обидеться, еще один погрузился в серьезные раздумья, возможно, решает - залезть в лужу или не стоит, у кого-то в глазах мечты о мороженом или котенке в подарок. Каждый снимок -
как небольшой рассказ.

Возможно, Виктор так хорошо понимает детей потому, что в нем самом сохранились детская чистота и открытость. Никто не помнит, чтобы он о ком-то злословил или вступал в конфликты. Но почти у каждого в памяти какие-то случаи, когда Виктор без лишних слов приходил на помощь…

Не все знают, что Виктор виртуозно владеет не только фотоаппаратом, но и словом. Тексты к некоторым своим фотоэтюдам он сочинял сам, и они получались лучше, чем у некоторых пишущих коллег. Ему предлагали писать текстовки ко всем своим снимкам, но он отшучивался:

«Что ж я буду у «журиков» хлеб отбирать…»

Многие годы Виктор Леонтьевич отдал и педагогической работе, преподавая в учреждениях дополнительного образования и общественных организациях фотодело для подростков и молодежи. Будучи от природы оптимистом, он даже в карантине смог увидеть положительную сторону.

- Во всем нужно искать положительные стороны, - считает фотограф и педагог. - Умение обучать дистанционно нарабатывалось десятки лет, еще с 60-х годов прошлого века, но только теперь мы оказались в условиях, когда это - данность на годы вперед, осознанная необходимость нового шага. Журналистам же я хочу пожелать новых творческих открытий и в реальности, и в виртуальной сфере! ХХI век - время нового!

Вот в этом - весь Виктор Барбаш, профессионал, оптимист и просто очень хороший человек.

Юрий ЕФИМОВ,
фото автора