Регионы

Куда едут автобусы

Как развивается общественный транспорт в городе

Не ошибемся, если скажем, что практически каждого жителя областного центра можно назвать пассажиром городского общественного транспорта. Даже владельцы личных автомобилей нередко оставляют своих железных коней в гараже и выходят на автобусную остановку, чтобы добраться до того или иного района. И почти все пассажиры сегодня могут подтвердить, что в этой сфере заметны значительные положительные изменения.

 

Обновление автобусного парка, внедрение цифровых решений и расширение маршрутной сети делают городской общественный транспорт удобнее, доступнее и комфортнее для горожан и гостей Тараза.

 

Город в движении

По информации жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Тараза, на сегодняшний день в сфере городских пассажирских перевозок работают восемь транспортных компаний, которые обеспечивают движение по 43 маршрутам. Общее количество автобусов составляет 457 единиц, из которых 370 ежедневно выходят на линии. Это позволяет обслуживать не только центр города, но и отдаленные микрорайоны, включая недавно присоединенные населенные пункты Байзакского и Жамбылского районов.

Автобусный парк города системно обновляется. За последние три года было поставлено 310 автобусов большой вместимости с минимальным сроком эксплуатации до трех лет. В 2022 году в город поступило 47 таких автобусов, в 2023 году - 73, в 2024 году - 155, а в 2025 году уже поставлено 35 единиц. Таким образом, доля новых автобусов в общем автопарке достигла 67,8 процента. Это существенно повысило качество перевозок, улучшило техническое состояние транспорта и сократило количество поломок.

Наряду с обновлением техники в Таразе активно расширяется маршрутная сеть. С 2023 по 2025 год в городе открыто 11 новых маршрутов. В 2023 году были запущены маршруты № 10, 17, 20 и 56. В 2024 году - № 13, 18, 41, 50 и 57. В 2025 году начнут курсировать маршруты № 37 и 62. Новые направления позволили соединить отдаленные жилые массивы с центральной частью города, улучшили доступ к рынкам, станциям, образовательным учреждениям и социальным объектам. Например, маршрут № 37 соединяет массив Түрксіб с Бектөбе, а маршрут № 62 связывает жилой массив Талас со станцией и рынком «Ауыл Береке». Дополнительно к уже существующим маршрутам были добавлены новые единицы транспорта: два автобуса к маршрутам № 6 и № 42.

Обновления затронули и действующие маршруты: на 10 маршрутах подвижной состав полностью заменен, на четырех - частично. Все это стало возможным благодаря поставке новых автобусов и приему на коммунальный баланс 50 автобусов марки ZHONG TONG, ранее использовавшихся в Алматы. До конца года планируется поступление еще 30 автобусов за счет дополнительных перевозчиков.

Разнообразие марок и типов двигателей автобусов в Таразе также говорит о внимании к экологической и топливной эффективности. Сегодня в автопарке насчитывается 293 автобуса (62 процента), работающих на дизельном топливе. Кроме того, 82 автобуса (19 процентов) работают на сжатом природном газе (марка TEG), 65 (15 процентов) - на сжиженном газе (ПАЗ) и еще 17 автобусов (четыре процента) - на бензине. Такой подход позволяет обеспечить гибкость в логистике и снижать углеродный след в зависимости от условий эксплуатации.

Важно отметить, что развитие общественного транспорта напрямую отразилось на росте пассажиропотока. В 2022 году городской транспорт перевез 39,43 миллиона человек. В 2024 году эта цифра выросла до 48,66 миллиона пассажиров, прирост составил 23,4 процента. Только за первую половину 2025 года уже перевезено 25 миллионов человек, и по итогам года ожидается, что их число превысит 51 миллион. Это говорит о доверии горожан к системе общественного транспорта и удобстве, которое она предоставляет.

Развитие транспортной системы не ограничивается только техникой. В городе активно внедряются цифровые решения. Функционирует виртуальное мобильное приложение «TulparCard», позволяющее удобно и быстро оплачивать проезд. Также были внедрены интеграции с популярными платежными сервисами Kaspi QR и Halyk QR. На ряде маршрутов внедрена система голосового оповещения об остановках. В 2024 году она была установлена на четырех маршрутах, в текущем году внедряется еще на 10 (на пяти уже работает, пять - в процессе установки). На 19 автобусных остановках установлены цифровые табло с отображением времени прибытия транспорта.

В этом году началась установка еще 75 новых остановочных пунктов, что позволит повысить комфорт ожидания пассажиров и создать единую современную систему городской навигации.

Все это является результатом системной и стратегической работы городских властей по улучшению качества городской среды. Обновление автобусов, расширение маршрутов, цифровизация и улучшение пассажирского сервиса направлены на одно - сделать Тараз городом с доступным, безопасным и удобным общественным транспортом. Учитывая уже достигнутые результаты, можно с уверенностью сказать, что Тараз движется в правильном направлении - к комфортной и современной транспортной инфраструктуре, ориентированной на человека.

 

«Я отвечаю за жизнь других людей»

Развитие общественного транспорта - это не только новые автобусы и маршруты, но и люди, которые ежедневно за рулем, в любую погоду выходят на линию, чтобы доставить пассажиров вовремя и с комфортом. Именно они, водители, видят город с другой стороны и знают, с какими сложностями можно столкнуться на маршруте. Мы побеседовали с одним из опытных водителей городского транспорта, который рассказал, как изменилась их работа за последние годы, какие проблемы приходится решать и почему, несмотря на все, он продолжает любить свою профессию. Алмаз Абишев (данные изменены по просьбе водителя) является водителем автобусного маршрута № 55.

- За рулем городского автобуса я уже больше восьми лет. За это время профессия стала для меня чем-то большим, чем просто способом заработка. Это - часть моей жизни, часть повседневности, без которой я себя уже не представляю, - рассказывает он.

Рабочий день у водителей общественного транспорта начинается задолго до выхода на маршрут. По словам Алмаза, его рабочий день начинается в пять часов утра. Первым делом он проверяет техническое состояние транспорта, запуск систем, контроль исправности всех механизмов. Первый выезд - в шесть утра. Домой же возвращается водитель почти в одиннадцать вечера.

- Работаем по графику: два дня - на линии, два дня - дома. Сменами можно меняться, если возникают семейные дела. Это, конечно, удобно. Коллектив у нас слаженный, понимающий, поддерживаем друг друга, - отмечает он.

Несмотря на очевидную усталость, Алмаз не жалуется, наоборот, говорит о любви к своему делу. Тем более, что условия труда за последние годы заметно улучшились: техника обновляется, маршруты отлажены, стабильность обеспечена. Однако сложностей избежать все же не удается.

- Если говорить откровенно, сейчас главная проблема не в автобусах и не в расписаниях. Это поведение других участников дорожного движения. Раньше автобусы уважали: уступали, пропускали. Сейчас все иначе. Постоянно кто-то подрезает, не дает перестроиться, мешает остановиться, а некоторые будто специально провоцируют. Но ведь я не просто управляю машиной, я везу десятки людей и за каждого несу ответственность. Одно неосторожное движение - и беда, - подчеркивает он.

Отдельная тема - культура пассажиров. В целом, как отмечает водитель, большинство людей вежливые и адекватные. Но без исключений не обходится.

- «Зайцев» стало меньше, особенно после внедрения электронных систем оплаты. Но отдельные ушлые товарищи все еще забегают, проезжают пару остановок и тут же выскакивают, лишь бы не платить. Ну что с них взять? Автобус бросать и догонять - не вариант. Это уже, как говорится, на их совести, - говорит Алмаз.

Гораздо больше огорчает другое - отсутствие элементарной культуры. Некоторые не уступают места пожилым людям, инвалидам, делают вид, что не замечают их. Кто-то мусорит, оставляет упаковки, банки, клеит жевательную резинку под сиденья, рисует на стенках. Водителю каждый день приходится подчищать, проверять салон, чтобы в следующий рейс автобус вышел чистым и опрятным.

- Иногда кажется, будто возвращаешься в школу после перемены. Но, как ни странно, и к этому привыкаешь. В конце концов, я оптимист. Верю, что со временем изменится все: и культура поведения, и отношение к общественному транспорту. Главное - база уже создана. Есть новые автобусы, современное оборудование, стабильный график. Остальное - вопрос времени и воспитания, - подытожил водитель.

 

Не будьте «зайцами»

Несмотря на сложности, с которыми ежедневно сталкиваются водители на городских улицах, общественный транспорт в Таразе продолжает развиваться, становясь все более удобным, безопасным и доступным. Но комфорт и безопасность поездки зависят не только от состояния автобуса или профессионализма водителя, большую роль играет и добросовестность самих пассажиров.

Водитель, с которым мы пообщались ранее, справедливо отметил, что порой работа становится особенно непростой не из-за графика или длительных смен, а из-за отношения участников дорожного движения и пассажиров. Он отметил, что в автобусах все еще встречаются пассажиры, которые намеренно уклоняются от оплаты или оставляют после себя мусор. И хотя таких людей немного, их поведение остается проблемой.

Контролем за оплатой проезда, соблюдением правил и повышением дисциплины в городском транспорте занимается специальная контрольно-ревизионная служба ТОО «Центральная диспетчерская служба», созданная с момента внедрения электронного билетирования «TulparCard» в июле 2020 года. Сегодня в штате КРС трудятся 16 контролеров, которые ежедневно выходят на маршруты в официальной форме и с терминалами, предназначенными для проверки билетов (но не для оплаты).

Основная задача КРС - обеспечение полноты сборов за проезд и предотвращение безбилетных поездок. Сотрудники службы не только фиксируют нарушения, но и ведут разъяснительную работу среди пассажиров.

- Наша цель - не только наказать, но и объяснить, почему важно оплачивать проезд официальными способами. Ведь каждый билет - это вклад в обновление автобусного парка, в развитие городской инфраструктуры, - говорит начальник КРС Жулдыз Сапаркул.

Пассажиры, не оплатившие проезд, могут быть привлечены к ответственности по статье 622 Закона РК - это штраф в размере двух МРП (7864 тенге). Водители, которые допускают безбилетный провоз или принимают оплату на личные счета (например, через Kaspi Gold), тоже несут ответственность - штраф в размере пяти МРП (19660 тенге).

- К сожалению, встречаются случаи, когда водители размещают номера своих банковских карт Kaspi на лобовом стекле и просят перевод. Хочу подчеркнуть: это грубое нарушение. Перевод на личный счет не считается официальной оплатой, - подчеркивает Жулдыз Сапаркул.

Сегодня в Таразе действует несколько удобных способов оплаты: транспортная карта «TulparCard» с мобильным приложением, QR-код в мобильных приложениях «Kaspi.kz» и «Halyk», SMS на номер 4444, а также наличная оплата с обязательным получением бумажного билета. По словам Жулдыз Сапаркул, именно культура оплаты и уважение к правилам помогут сделать общественный транспорт по-настоящему современным.

- Когда пассажир оплачивает проезд официально, он не просто едет, он участвует в развитии системы. Мы видим результаты: поступления растут, парк обновляется. И если каждый будет соблюдать простые правила, то и качество перевозок будет только расти, - поясняет Жулдых Сапаркул.

С момента внедрения системы «TulparCard» КРС стала неотъемлемой частью городского общественного транспорта. Она не только следит за дисциплиной, но и формирует культуру уважительного отношения к труду водителей, пассажирам, к городу.

- Мы понимаем, что путь к цивилизованной транспортной системе - это совместная работа. Мы со своей стороны будем усиливать контроль, но надеемся и на сознательность горожан. Потому что чистый, безопасный и надежный транспорт начинается с каждого из нас, - отмечает Жулдыз Сапаркул.

 

Развитие транспортной системы — общая задача

Городской общественный транспорт - не просто средство передвижения, а показатель уровня жизни, заботы о гражданах и управленческой зрелости города. В Таразе в последние годы предпринимаются конкретные шаги по обновлению автобусного парка, улучшению условий труда для водителей и внедрению цифровых решений. Однако вместе с прогрессом возникают и новые проблемы: от неуважения к водителям до агрессии со стороны отдельных пассажиров.

Мы также поговорили с директором ТОО «Аулие-АтаТрансПасс» Рашидом Пирмановым, человеком, который знает все стороны этой профессии, потому что сам прошел путь от контролера до управленца.

Водитель автобуса сегодня - не просто шофер, а человек, от которого зависит безопасность и комфорт десятков пассажиров. В условиях интенсивного городского трафика, пробок, хамства на дорогах и нехватки культуры у отдельных участников движения водителю требуется не только профессионализм, но и выдержка.

В отличие от многих частных перевозчиков в ТОО «Аулие-АтаТрансПасс» на первом плане - забота о персонале. Предприятие создало для водителей достойные бытовые условия: душевые, комнаты отдыха, график работы, не допускающий переработок.

- У нас водитель работает два через два. Зарплата стабильная, оклад за час работы составляет 1600-1700 тенге. Два дня водители работают, два дня отдыхают. Но они могут договориться со сменщиками и изменить график работы, - рассказывает Рашид Пирманов. - Есть душевые, комната отдыха - человек может прийти после смены, отдохнуть, привести себя в порядок. Это важно, потому что водитель не только держит руль. Это человек, от которого зависит настроение и безопасность пассажиров.

Неслучайно многие водители работают в компании годами. Коллектив стабильный, сплоченный. Руководитель уверен, без этого в транспортной сфере невозможно добиться успеха. И здесь он говорит не как теоретик, а как человек, который сам много лет провел за рулем.

- Я начинал с самых низов: был контролером, потом работал водителем, потому и знаю, с какими проблемами сталкиваются ребята. Стараюсь быть не только директором, но и человеком, к которому можно прийти с вопросом. Мы не строим барьеров между руководством и водителями. Мы - одна команда, - подчеркивает он.

Обновление автобусного парка - одно из приоритетных направлений работы компании. Но это задача не из легких: каждый автобус стоит десятки миллионов тенге.

- В прошлом году мы закупили новые автобусы. Сейчас около 70 процентов нашего подвижного состава - это современная техника. Конечно, хотелось бы заменить все, но нужно понимать: один автобус - это 50-60 миллионов тенге. Мы работаем на субсидиях. Разница между фактической стоимостью перевозки и тарифом покрывается государством. Но мы живем в дотационном регионе, и денег хватает не всегда, - поясняет Р. Пирманов.

Сама структура финансирования общественного транспорта сложна: компания получает средства из бюджета, но и от объема оплаты за проезд зависит многое.

- По сути, мы собираем деньги по 100 тенге, чтобы потом на эти средства не только платить зарплату, но и закупать технику, ремонтировать автобусы, обновлять систему. Поэтому важно, чтобы каждый пассажир честно оплачивал проезд. Тогда и развитие пойдет быстрее, - добавляет он.

Одной из самых болезненных тем для предприятия остается поведение отдельных пассажиров, которые, несмотря на наличие терминалов и QR-кодов, пытаются перевести деньги на Kaspi водителю в обход системы. Для ТОО «Аулие-АтаТрансПасс» это нарушение, с которым идет строгая борьба.

- В каждом автобусе установлены терминалы, QR-коды. Все автоматизировано. Когда человек переводит на Kaspi, эти деньги не идут в систему. Это нарушение. Я сразу говорю: первый раз - предупреждение, второй раз - последнее китайское, третий - увольнение. Мы за прозрачность, - подчеркивает директор.

Такая политика объясняется просто: компания стремится обеспечить честный сбор средств, прозрачную отчетность и планирование. Если часть оплаты уходит мимо кассы, страдает все предприятие - и водители, и пассажиры.

Рашид Пирманов не скрывает: не все пассажиры ведут себя корректно. Водители все чаще сталкиваются с проявлениями агрессии и хамства.

- Есть очень много вежливых, добрых, культурных пассажиров. Таких большинство. Но есть и те, кто, не успев зайти, уже кричит: «Почему не остановили, где я просил?», «Почему не взяли переводом на Kaspi?». Некоторые даже не здороваются, сразу обвиняют, кричат. А водитель - он же тоже человек. За рулем целый день, у него огромная ответственность. Давайте будем уважать друг друга, - призывает он.

По мнению руководителя, решение проблемы кроется в воспитании и культуре общения. Только взаимное уважение делает поездку в транспорте комфортной для всех.

Завершая разговор, Рашид Пирманов делится простой, но важной мыслью:

- Автобус - это не чья-то частная машина. Это общее пространство. Если каждый будет вести себя достойно, будет комфортно всем. Мы, как предприятие, стараемся: обновляем технику, создаем условия для водителей, следим за порядком. Но если пассажир заходит с агрессией, мусорит, портит сиденья или не платит за проезд - это неуважение ко всем. Мы живем в одном городе, дышим одним воздухом. Давайте делать его чище и в прямом, и в переносном смысле.

Судьба общественного транспорта - это не только забота государства или конкретного предприятия. Это вопрос культуры, ответственности и уважения. Водитель, который отвечает за десятки жизней, заслуживает поддержки. Пассажир, который хочет комфорта, должен помнить о своих обязанностях. И только вместе можно сделать общественный транспорт Тараза современным, удобным и достойным.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК