Почему вы теряете статус
Частые ошибки при оплате взносов на ОСМС
Некоторые граждане считают себя застрахованными, но иногда при обращении в поликлинику сталкиваются с неприятным сюрпризом - отсутствием статуса в ОСМС. Часто это связано с ошибками при оплате взносов. Фонд социального медицинского страхования назвал самые распространенные причины.
Согласно Закону «Об обязательном социальном медицинском страховании», статус застрахованного присваивается только при наличии платежей за прошедшие или предстоящие 12 месяцев. Однако при оплате взносов за будущий период самостоятельные плательщики нередко ошибаются.
- Самостоятельные плательщики платят за 12 месяцев как за один, неверно выбирают год или оплачивают только оставшиеся месяцы текущего года, а не полный период. В таких случаях статус не присваивается. Если оплатили за другой период с ошибкой, деньги можно вернуть. Для этого нужно написать заявление в Госкорпорацию «Правительство для граждан» и приложить квитанции, - пояснила официальный представитель фонда Забира Оразалиева.
Как отметили в Фонде социального медстрахования, если до конца текущего месяца осталось мало времени и вы не планируете обращаться за медицинской помощью в этом месяце, лучше оплатить взносы, начиная со следующего месяца. То есть, оплатив с сентября 2025 по август 2026 года, вы получите возможность лечиться в рамках ОСМС весь год.
Кроме того, за экономически активную часть населения взносы на ОСМС платят работодатели. Им важно учитывать: за отпуск, превышающий месяц (например, у учителей), взносы нужно распределять пропорционально числу дней отпуска и оплачивать одним платежом. Если работник уходит на длительное обучение или долго находится на больничном, чтобы не потерять страховой статус, он должен оплатить взносы как самостоятельный плательщик (пять процентов от месячного расчетного показателя, то есть 4250 тенге) за этот месяц.
- Начиная с 2026 года, будет введена важная норма для повышения стабильности участия в системе медстрахования. Если человек регулярно платил взносы в течение пяти лет, но по каким-то причинам не смог внести платеж, его статус будет сохраняться не три месяца, как раньше, а до шести месяцев. В случае, если участие в системе ОСМС не достигает пяти лет, то статус застрахованности сохраняется так же, как и ранее - три месяца, - сообщила З. Оразалиева.
По ее словам, это изменение позволит поддержать граждан, которые регулярно участвовали в системе, но столкнулись с временными трудностями.
В фонде напомнили, что при возникновении дополнительных вопросов или трудностей с получением медицинской помощи можно обратиться в Службу поддержки пациентов в поликлинике. Также пациент может подать обращение/жалобу через каналы фонда: официальный сайт msqory.kz, мобильное приложение «Qoldau 24/7», Telegram-бот SaqtandyryBot.
Подготовила Камила ПОЛЯКОВА,
фото автора