В Министерстве торговли и интеграции РК состоялось ежегодное заседание межведомственного совета по защите прав потребителей под председательством первого вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан Айжан Бижановой, сообщила пресс-служба ведомства.
В работе совещания приняли участие представители профильных министерств, акиматов, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», общественных объединений потребителей и экспертного сообщества.
Анализ обращений граждан и результаты социологических исследований, проведенных по заказу Комитета по защите прав потребителей независимыми экспертами, демонстрируют ухудшение ситуации в ряде сфер.
Если в 2021 году в Комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило 21 тысяча обращений, то в 2024 году их количество выросло почти в три раза - до 62 тысяч. Только за первое полугодие текущего года зарегистрировано порядка 37 тысяч обращений.
Наибольшее количество жалоб по удельному весу фиксируется в сферах розничной торговли (41,2 процента), электронной коммерции - (26,3 процента), бытовых услуг (7,1 процента), жилищно-коммунального хозяйства (5,4 процента).
Стремительный рост недовольства наблюдается в отношении услуг связи (+266 процентов), туристических услуг, в том числе, тарифы на авиабилеты (+247,7 процента), медицинских услуг (+195,4 процента), транспорта (+147 процентов).
Результаты опроса более 10 тысяч респондентов подтвердили наличие системных нарушений.
На претензии потребителей Комитет гражданской авиации отметил, что тарифы формируются на основе конкуренции и включают более 20 видов: возвратные, невозвратные, с ваучерами, штрафами и так далее. Внутренний рынок представлен четырьмя основными авиакомпаниями. Цена авиабилета варьируется от 30 до 80 долларов в зависимости от маршрута и даты приобретения. Дополнительно напомнили, что государство продолжает субсидировать 22 социально значимых маршрута.
Министерство здравоохранения акцентировало внимание на необходимости законодательного уточнения условий лицензирования медицинских организаций. Отсутствие срока действия лицензий создает трудности при осуществлении государственного контроля. Предложено внедрить пятилетние лицензии и регулирование всех медорганизаций через информационные системы. Также обсуждена потребность в четком распределении полномочий при рассмотрении жалоб: за качество услуг отвечает Минздрав РК, за возврат денег потребителей- Комитет по защите прав потребителей.
Совет рассмотрел итоги выполнения рекомендаций по разработке национальных стандартов в туристической сфере. Отмечено, что большинство стандартов носят рекомендательный характер, что снижает их эффективность. Участники заседания высказались за необходимость включения обязательных требований в нормативные акты. Также обсуждался вопрос организации питания в зонах отдыха и соблюдение санитарных норм.
Сектор e-commerce, стремительно развивающийся в Казахстане, вызывает множество вопросов у потребителей. Рост объема сделок сопровождается увеличением жалоб, особенно на качество товара, возврат средств и сроки доставки. Подчёркнута необходимость дальнейшей цифровизации процессов и законодательного закрепления механизмов защиты прав в электронной среде. Министерству торговли совместно с Digital Kazakhstan Association поручено проработать поправки в законопроект о защите прав потребителей.
По итогам заседания межведомственный совет дал ряд конкретных поручений.
Так, Министерству транспорта Республики Казахстан - совместно с местными исполнительными органами и депутатским корпусом проработать вопросы тарифной политики агрегаторов такси, авиаперевозок, повышение качества предоставляемых услуг.
Министерству здравоохранения Республики Казахстан - принять эффективные меры по повышению качества оказания медицинских услуг, включая организацию совместных мероприятий с Генеральной прокуратурой, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по вопросам осуществления государственного контроля и проведения проверок в отношении субъектов предпринимательства в сфере здравоохранения.
Комитету технического регулирования и метрологии - обеспечить координацию разработки национальных стандартов на оказание туристских и транспортных услуг, услуг такси, автовокзалов, сервиса.
По результатам заседания в Правительство РК будет направлен ежегодный доклад о состоянии дел в сфере защиты прав потребителей до конца 2025 года, говорится в сообщении пресс-службы.
Заседание подтвердило высокую значимость системной, скоординированной работы государственных органов, бизнеса и общества для реальной защиты прав потребителей. Принятые решения направлены на повышение качества услуг, укрепление доверия граждан и обеспечение справедливости на потребительском рынке.
Айгуль МАХМУДОВА