Создавая безбарьерную среду
Принимаются меры по обеспечению комфортных условий
Обеспечение доступной среды для граждан с ограниченными возможностями в Казахстане становится неотъемлемым элементом государственной политики и стандартом в сфере проектирования и эксплуатации объектов. Сегодня, благодаря внедрению цифровых инструментов мониторинга, единым строительным нормам и тесному взаимодействию с бизнесом, тысячи объектов по всей стране ежегодно проходят адаптацию. Это позволяет людям с ограниченными возможностями свободно пользоваться объектами общественной инфраструктуры. Тем не менее путь к полноценной доступности пока далек от завершения - впереди масштабная работа и преодоление серьезных барьеров.
По информации Министерства труда и социальной защиты населения, к 1 августа 2025 года в Казахстане адаптировано уже 55 процентов социально значимых объектов, включенных в Интерактивную карту доступности. Развитие доступной среды отслеживается именно с помощью этой цифровой платформы, на которую местные исполнительные органы регулярно вносят данные о состоянии адаптации. Из 42859 объектов, отмеченных на карте, 23368 уже полностью соответствуют требованиям, обеспечивающим доступ для людей с инвалидностью. План на текущий год предусматривает достижение уровня в 60 процентов, что эквивалентно 25715 объектам.
Какие проблемы тормозят развитие доступной среды
Несмотря на положительную динамику, проблема адаптации остается актуальной. Эксперты выделяют три основных блока препятствий:
Инфраструктурные сложности. Большинство зданий и сооружений были возведены задолго до появления обязательных требований по доступности. Для приведения их в соответствие требуются капитальные работы: установка пандусов и лифтов, расширение дверных проемов, перепланировка входных групп. Особенно остро эта проблема стоит в старом жилом фонде и частном секторе.
Правовые пробелы. В некоторых случаях адаптация выполняется формально: новые здания вводятся в эксплуатацию с нарушениями, поскольку проектная документация не проходит должный контроль, а соблюдение норм доступности остается на совести застройщика.
Социальные и организационные трудности. Уровень участия частного бизнеса в создании доступной среды пока остается низким. В госсекторе и квазигосударственных структурах ощущается нехватка финансирования. Кроме того, в регионах остро ощущается дефицит специалистов, владеющих принципами универсального дизайна и инклюзии.
Кто контролирует качество
Контроль за соблюдением норм адаптации осуществляется территориальными подразделениями Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения. Проверки проводятся как в плановом порядке, так и внепланово. Основной подход к работе с предпринимателями разъяснительный: проводится консультирование, обучающие семинары, разъясняются нормы Социального кодекса и строительные стандарты. Кроме того, в рамках реализации дорожной карты партии «Amanat» каждый год адаптируются объекты частной собственности, внесенные в Интерактивную карту.
С начала 2025 года было проведено 509 проверок, из которых 279 касались именно вопросов доступности. В ходе инспекций выявлено 1933 нарушения, в том числе 586 случаев полного отсутствия условий для доступа. По результатам проверок было вынесено 265 предписаний, а также наложено 206 административных штрафов на общую сумму более 45 миллионов тенге. Дополнительно органы прокуратуры инициировали 169 проверок по аналогичным вопросам.
Роль технологий и стандартов
Интерактивная карта доступности стала ключевым инструментом цифрового контроля. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать статус объектов, формировать аналитику и планировать дальнейшие шаги. Государство также внедрило единые строительные стандарты по адаптации (СТ РК 3846-2023). Сотрудники акиматов и других исполнительных органов прошли обучение внесению данных и мониторингу ситуации.
По информации Минтруда, для достижения годового целевого показателя в 60 процентов необходимо до конца 2025 года адаптировать еще 2347 объектов. Чтобы выполнить поставленную задачу в полном объеме до конца 2027 года, потребуется привести в соответствие все 42859 зданий, внесенных в карту. Это означает адаптацию еще почти 19,5 тысячи объектов за два с половиной года.
Наименее высокие показатели по адаптации зафиксированы в Мангистауской и Улытауской областях. Для исправления ситуации в этих регионах применяется механизм профилактического контроля, позволяющий выявлять и устранять проблемы еще на стадии проектирования и строительства. Важную роль также играет сбор обратной связи: жалобы, предложения и замечания поступают через портал inva.gov.kz, а также в рамках взаимодействия с Национальным советом по делам лиц с инвалидностью и региональными советами. Полученные данные используются для корректировки подходов и усиления контроля.
Итоги 2024 года
Прошлый год стал рекордным по объему выполненных работ в рамках программы адаптации. При запланированных 17325 объектах фактически были адаптированы 22777. Среди них объекты здравоохранения - 3385, образовательные учреждения - 7577, учреждения культуры - 1819, объекты торговли и сферы услуг - 3943, государственные и квазигосударственные учреждения - 3367, спортивные объекты - 397, элементы транспортной инфраструктуры - 108, объекты социальной защиты - 140, заведения общественного питания - 529.
В течение года департаменты Комитета провели 2695 проверок. Из них 741 - профилактическая, 751 - внеплановая и 1203 - по запросам прокуратуры. В результате было вынесено 1087 предписаний и наложено 973 административных штрафа на сумму более 230,3 миллиона тенге. При первичном выявлении нарушений собственникам объектов предоставляется возможность устранить недочеты без штрафов. Однако при неисполнении предписаний применяются меры ответственности.
Вектор на будущее
В рамках реализации Концепции инклюзивной политики на 2025-2030 годы, дорожной карты партии «Amanat» и проекта «Халықпен бірге» государство планирует до конца 2027 года полностью адаптировать все объекты, внесенные в Интерактивную карту. Для этого необходимо сохранять ежегодный темп не ниже 20 процентов от общего числа зданий.
Создание доступной среды требует системного и межсекторального подхода, активного участия регионов и бизнеса, а также постоянного контроля качества. Важно помнить, что речь идет не только о соблюдении строительных нормативов, но и о защите базовых прав граждан на свободный, равный и полноценный доступ к общественной жизни.
Подготовила Мадина НАСЫРОВА