И прикладное, и креативное
Ремесленничество нуждается в специальном статусе
Недавно на Facebook художник, ремесленник и вообще человек с активной жизненной позицией Елена Голубинская опубликовала пост под заголовком «Закону о ремесленниках в Казахстане быть или не быть?» Публикации на эту тему сделали еще десятки мастеров. Неудивительно, что этот вопрос появился через два года после того, как Казахстан впервые стал страной, чьи города вошли во Всемирный список городов ремесленников. После эйфории от признания пришло отрезвление от накопленного опыта.
Напомню, что города ремесленников должны регулярно проводить международные ярмарки, где продается продукция ремесел. Тараз специализируется на войлоке.
И вот, когда прошли ярмарки и начался обмен продукцией, стало ясно, что изделия таразских мастеров, хоть и добротные, но большого спроса не вызывают и как сувениры не котируются. В самом деле, зачем везти войлочный жилет или шапку, пусть даже превосходного качества, из далекого Тараза, когда такое же можно купить у себя дома? Да и самим можно свалять - сейчас мастер-классы по войлоку в YouTube выкладываются в большом количестве и на любой вкус.
Как же сделать свои изделия уникальными, такими, чтобы они были узнаваемыми брендами вроде бухарской вышивки, марокканских или персидских ковров, гжели, венецианского стекла?
Если все перечисленные ремесла как часть культуры развивались веками и производились как предметы престижа, то в Казахстане войлок был насущным предметом быта. Его технология веками не изменялась, никаких особых секретов в его производстве не появилось, технология не усложнилась так, чтобы ее нельзя было повторить дома на кухонном столе. В отличии от тех же ковров или стекла. Да и слава у перечисленных брендов складывалась столетиями, поскольку это были дорогие предметы интерьера или детали одежды, которые не каждый может себе позволить. Ими украшали дом, в них вкладывали деньги, как в инвестиции. Что им может противопоставить войлок, как сделать его престижным?
Об этом мы однажды говорили с известным в Казахстане и в мире Айдарханом Калиевым, главным дизайнером Дома моды «Asyl-Design», основателем международной недели моды Aspara Fashion Week, вице-президентом Всемирного ремесленного совета (World Craft Council) по Азиатско-Тихоокеанскому региону, членом Ассоциации производителей одежды и текстиля КНР. Понятно, что все эти титулы - результат постоянной активной и, главное, креативной работы. И, как человек бывалый, Айдархан говорил о том, что на данный момент главное - определить статус ремесленников. То есть упорядочить вопросы о том, к какому ведомству они относятся, в каком направлении будут развиваться и какие меры поддержки этой отрасли ждать от государства.
Вопросом о статусе ремесленников серьезно занялась и депутат Мажилиса Парламента РК Гульдара Нурумова. На одном из пленарных заседаний Мажилиса она озвучила депутатский запрос по поводу поддержки ремесленничества.
- Согласно пункту 24 плана действий по реализации Концепции развития туристской отрасли до конца 2023 года, соответствующим министерствам и ведомствам было поручено разработать меры по развитию ремесленничества, - отметила Г. Нурумова. - В частности, включены задачи по формированию Национального реестра ремесленников, созданию саморегулируемой организации, совершенствованию законодательства в области ремесел, открытию центров ремесленников на приоритетных туристических территориях, разработке стандарта ремесленной продукции, развитию маркетплейса для ремесленников. Эти проблемы, по словам ремесленников, не нашли решения.
Сегодня по инициативе Г. Нурумовой разрабатываются Закон «О развитии ремесленной деятельности», а также сопутствующие поправки в действующее законодательство.
Обоснования необходимости закона о ремесленниках - четкие, продуманные и неоспоримые. Инициаторы его принятия считают, что он содействует сохранению культурного наследия. Он позволит поддерживать и возрождать древние ремесла; развивать этнотуризм; сохранить идентичность и культурное разнообразие страны.
Сейчас ремесленники часто работают в «серой зоне». У них нет официального статуса, возникают трудности с регистрацией, налогообложением, арендой, экспортом, невозможно получать господдержку в виде разных льгот или гранты.
Закон мог бы закрепить статус ремесленника как отдельной профессии, с правами и льготами.
Выше мы говорили о ремесленничестве как о составляющей странового бренда. Такие страны, как Узбекистан, Турция и Грузия, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона, уже используют ремесленничество как элемент «мягкой силы» и брендинга. Но ремесленничество - это не только культура, но и бизнес. Успешные ремесленнические «артели» означают создание рабочих мест, особенно в регионах.
Без закона невозможно системно вводить образовательные программы (например, в колледжах и ремесленных школах); развивать инфраструктуру (дом ремесленника, ремесленные кластеры); формировать программы поддержки (гранты, субсидии, обучение, продвижение).
Закон также защитит интеллектуальную собственность. Ремесленники создают уникальные изделия, зачастую с элементами национального орнамента и символики. Закон мог бы предусматривать защиту авторских прав; борьбу с подделками; поддержку брендов и географических наименований (например, «таразская керамика»).
Что может включать такой закон? Определение понятий «ремесленник», «ремесло», «традиционное искусство»; механизмы регистрации и сертификации; налоговые и административные льготы; программы государственной поддержки; меры по продвижению ремесел внутри страны и за рубежом; сотрудничество с НПО, ЮНЕСКО, культурными фондами.
Мнение о том, что ремесло устарело, а достаточно только креативной экономики - ошибочно, говорят инициаторы закона.
Ремесло - фундамент, на котором могут строиться дизайн, мода, цифровой арт. Без поддержки традиций производства нет устойчивой и идентичной креативной экономики.
Во многих странах ремесленничество признано стратегическим направлением культурной политики.
Так, в Узбекистане принят Закон «О ремесленной деятельности»; во Франции Закон «О métiers d’art» («О декоративно-прикладном искусстве»); в Японии у ремесленничества статус «живого национального достояния»; в Индии имеются специальные программы поддержки ремесленников с грантами и экспортом.
Казахстан также может использовать ремесло как инструмент культурной дипломатии, брендирования и экспорта.
Принятие закона о ремесленниках укрепит имиджевый и культурный капитал. Казахстан продвигается как страна с живой культурой, а не только ресурсной экономикой. Кроме того, ремесленничество имеет возможность привлечения международных инвестиций и программ поддержки по линии ЮНЕСКО.
Главное при разработке закона четко различать разницу между ремесленником и предпринимателем, считают инициаторы принятия закона.
Ремесленники обращаются к Президенту Республики Казахстан как к гаранту независимости, культурного кода и будущего нации; к депутатам Парламента - как к представителям интересов народа и регионов; к Правительству - как к структуре, определяющей стратегические приоритеты страны; к общественности - как к носителям ценностей, которые невозможно сохранить без совместных усилий. Ремесленники просят включить разработку Закона «О ремесленничестве» в законодательные планы Правительства и Парламента. Кроме того, предлагают провести широкое общественное обсуждение с участием ремесленников, экспертов, культурологов, юристов, обеспечить интеграцию ремесленного сектора в национальную стратегию развития креативной экономики, поддержать создание региональных домов ремесел, ремесленных школ, рынков сбыта, образовательных программ, признать ремесленника полноправным участником культурной и экономической жизни страны.
«Вхождение городов Казахстана во Всемирную сеть городов ремесленников (World Crafts Cities, WCC) -
это не просто символический статус, а инструмент реального развития экономики, культуры и международного имиджа. На 2019-2025 годы членами Всемирной сети ремесленных городов стали, в частности, Тараз - город ремесленников по шерстяным изделиям и валянию войлока (2022 год); Алматы - город ремесленников по казахским народным музыкальным инструментам и ювелирным изделиям (2024 год); Туркестан - город ремесленников по керамике (2025 год), - пишут мастера декоративно-прикладного искусства в социальных сетях. - Казахстанские города (Тараз, Алматы, Туркестан) уже признаны городами ремесел на глобальном уровне. Настало время закрепить это на уровне национального законодательства. Ремесло становится частью туристического бренда города: проводятся мастер-классы, ярмарки, фестивали, арт-резиденции. Повышается привлекательность региона для внутреннего и международного туризма. Продукция с «географическим брендом» (например «войлок из Тараза», «музыкальные инструменты или ювелирные украшения из Алматы», «керамика из Туркестана») становится узнаваемой за рубежом. Повышается доверие к изделиям, упрощается участие в международных рынках, ярмарках, выставках…
… Мы убеждены: этот закон станет важным шагом в укреплении культурного суверенитета, развитии устойчивой экономики и социальной справедливости».
Айгуль МАХМУДОВА,
фото Юрия КИМА