Актуально

Вперёд! В прошлое

Вперёд! В прошлое

Поездка по святым местам без экскурсовода

Атеисты называют архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясауи историческим, а верующие, независимо от принадлежности к религии, - святым. Наша группа из 18 человек в основном состояла из женщин, мы надели длинные юбки и на головы повязали платки. Надо заметить, что никто, кроме меня, до этого в Туркестане не был. Так случилось, что и в первую поездку, и сейчас я поехала без сопровождения экскурсовода. 

В Отрарский район Южно-Казахстанской области, где находится мавзолей религиозного мистика и проповедника Арыстана баба, жившего в XII веке, мы попали поздно вечером. Ночевать оказалось негде, в небольшой гостинице все места были заняты. Нашу группу приютила женщина из близлежащего аула, за ночевку с каждого взяла по 200 тенге. Легли все спать вповалку в одной большой комнате, проснулись с восходом солнца и поехали к месту назначения.

Возле величественного сооружения, одной из мусульманских святынь Центральной Азии, чувствуется особая энергетика - недаром в мавзолее вьют гнезда ласточки. Прочитав молитву, мы решили набрать целебной воды из расположенного рядом глубокого колодца. Достать ее оказалось нелегко, в ведро попадало от силы граммов 300 живительной влаги. В благодарность «щедрые» паломники оставляли по пять-десять тенге. Если бы лечебная водица продавалась в аптеке, то цена возросла бы в сотни раз. Из-за того что нас не сопровождал экскурсовод, с нами происходили курьезные вещи. Так, кто-то из женщин решил, что небольшая ниша в стене мавзолея обладает магическим свойством: определяет, кто из представительниц прекрасного пола вел праведную жизнь, а кто нет. Дамы встали в очередь. Первой вошла женщина, которая, по ее словам, прожила разгульную жизнь. Что удивительно, ее не корчило, не знобило, не бросало в пот. «Всевышний простил мне все мои грехи», - успокоилась она, но образ кающейся блудницы опроверг дежуривший в комплексе полицейский. Оказалось, что ниша - не что иное, как вход в минарет. В метрах пятистах от мавзолея мы увидели куст можжевельника, ветки которого были перевязаны лоскутками ткани, веревочками, ленточками и… полиэтиленовыми пакетами. Хотя мы и не язычники, но и здесь отметились.

Дальше путь лежал в Туркестан, в мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи - первый исторический памятник Казахстана, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На всей территории комплекса идет масштабная реставрация. В самом мавзолее, несмотря на запреты фотографировать и вести видеосъемку, мне удалось украдкой сделать один кадр ритуального Тайказана - символа единения и гостеприимства. Между прочим, разоблачение мне грозило конфискацией старой «мыльницы». Сейчас экспонат плотно закрыт пленкой, так как одно время посетители стали бросать в него деньги на счастье.

Конечно, особое благоговение ощущаешь возле усыпальницы Ходжи Ахмеда Ясауи, которую от посетителей прикрывает резная дверь работы XIV века. Надпись над дверным проемом гласит, что усыпальница воздвигнута по воле эмира Тимура. Территория возле мавзолея стала местом захоронения представителей высшей степной знати.

Рядом с мавзолеем находится подземная мечеть. Согласно легенде, Ясауи был вынужден уйти в 63 года от мирской суеты для служения Всевышнему. Вход в подземную келью оказался узким. По словам смотрительницы музея, духовный наставник мусульман не жил там постоянно, а спускался туда писать свои труды.

В прошлом остались времена, когда Туркестан был политическим и культурным центром Казахстана. Сейчас этот небольшой провинциальный городок живет своей жизнью. Не обращая внимания на паломников, недалеко от мавзолея проходит свадебная процессия. Вовсю идет торговля. От разнообразия сувениров в многочисленных лавках глаза разбегаются. Особым спросом у покупателей пользуются брелоки для ключей и магнитики на холодильник с изображением пантеона, различные обереги от сглаза и четки.

Примечательно, что несмотря на двухдневный тур, практически без отдыха и сна, мы не чувствовали усталости. Правду говорят: посещение святых мест наполнено благодатной силой.

Но при этом небольшой осадок в душе остался оттого, что в музейном комплексе мы не могли найти русскоязычного гида, негде было приобрести буклеты, брошюры, путеводители. Подписи к экспонатам были только на казахском языке. А ведь здесь бывают и иностранные туристы.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА, фото автора

[gallery ids="8525,8519,8520,8521,8522,8524,8523"]