Актуально

Куда движется цивилизация?

Лидеры мировых конфессий обсудили важные для человечества вопросы

В Астане завершил свою работу VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В нем приняли участие более 100 делегатов из 60 стран, которые делились своим видением решения вопросов, важных для всего мира. Нужно какое-то время, чтобы осмыслить результаты масштабной работы религиозных авторитетов. Но есть три темы, злободневность и огромная будущая значимость которых очевидны уже сейчас.

 

Уроки милосердия и единения

В рамках VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий впервые прошла специальная сессия по защите религиозных объектов под эгидой Альянса цивилизаций ООН (UNAOC).

Участники обсудили рост угроз для культовых сооружений, акты вандализма и религиозной нетерпимости, подчеркнув необходимость координированного международного ответа. Особое внимание было уделено реализации Плана действий ООН по защите религиозных объектов, подготовленного под руководством высокого представителя Генсека ООН по UNAOC Мигеля Анхеля Моратиноса.

Вопросы сохранности религиозных объектов поднимают, во-первых, из-за их огромной историко-культурной и научной ценности, их роли в сохранении духовного и культурного наследия, для защиты объектов, имеющих особую значимость для верующих. Сохранение этих объектов важно для понимания истории, культуры и традиций, передачи их будущим поколениям и укрепления идентичности.

Религиозные объекты часто являются отражениями исторических событий, архитектурных стилей и важной частью исторического ландшафта. Многие из них представляют собой выдающиеся образцы архитектуры, искусства и ремесла, которые отражают особенности разных эпох и цивилизаций. И в конечном итоге, это память нашей общей человеческой цивилизации. Потеря каждого такого объекта - большой удар по мировой культуре.

На памяти нынешних поколений культурная трагедия, которая произошла 20 лет назад в провинции Бамиан в Афганистане. Боевики движения «Талибан» уничтожили величайшие исторические и культурные памятники - три статуи Будды. Они были высечены в скале еще в доисламскую эпоху между VI и VII веками. Высота большой составляла 55 метров, меньшей - 37 метров, длина лежащей - 19 метров. Разрушение статуй рассматривалось как способ искоренить идолопоклонство и утвердить единобожие. Талибы придерживаются строгой интерпретации ислама, запрещающей любые изображения или статуи.

Но ислам гордится тем, что поддерживает развитие науки. В Афганистане, сугубо исламской стране, уже никто не поклонялся статуям и изображениям. Разве только ученые, для которых они очень редкая возможность для исследований, понимания того, как развивалась религиозная мысль, происходило техническое развитие. Глядя на огромные колоссы, высеченные в скале, даже обычный человек задавался массой вопросов: кто это сделал, какие инструменты использовал, как забрался на такую высоту. Ясно, что у ученых вопросов еще больше. И на них уже, наверное, не будет ответов.

Но есть и другие исторические примеры.

Когда халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 638 году вошел в Иерусалим, патриарх Софроний (Сафраниус) показывал ему старинную церковь в древней части города. В это время наступило время намаза, и патриарх предложил ему помолиться в храме. Но Умар отказался, опасаясь, что мусульмане в будущем захотят превратить церковь, где он помолился, в мечеть. Вместо этого он совершил намаз в другом месте, где позже действительно мусульманами была построена мечеть Умара. Этот жест стал символом уважения к чужой вере и защиты христианской святыни.

Более того, халиф Умар ибн аль-Хаттаб заключил договор с патриархом Софронием: «Гарантирую безопасность ваших жизней, имущества и храмов. Ни одна церковь не будет разрушена, и ни один христианин не пострадает за свою веру».

Традиция, начатая халифом Умаром, жива до сих пор. Семья Нусайбе, мусульмане-сунниты из Иерусалима, уже 1363 года хранит ключи от главной христианской святыни, именуемой «Храмом Гроба Господня». Каждое утро представители семьи открывают двери церкви, а вечером закрывают их, обеспечивая безопасность. Ваджих Нусайбе, хранитель ключей, назвал эту миссию «живым договором между религиями».

Есть и современные примеры. Когда в Таразе в начале 2000-х строили мечеть методом народной стройки, пожертвования на ее строительство поступали от всех жителей города, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности, потому что городу нужна была новая просторная соборная мечеть - старая уже не вмещала всех желающих.

 

Принять или предать анафеме?

Вторая важнейшая тема, поднятая на съезде, - этические нормы развития искусственного интеллекта. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на съезде, предложил создать международную комиссию по этике развития искусственного интеллекта.

Вообще, в рамках VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий большое внимание было уделено обсуждению взаимодействия религии и искусственного интеллекта. Этому во второй день мероприятия была посвящена отдельная сессия «Духовные ценности в эпоху цифровой реальности и искусственного интеллекта».

Один из участников, управляющий директор по AI АО «НИТ» Алексей Самойлов рассказал BAQ.KZ, как религия может использовать возможности искусственного интеллекта.

- Прежде всего, важно помнить, что искусственный интеллект - это творение человека. Это инструмент, а не новая форма сознания. В машине нет души, самосознания и духовного опыта. Это не какая-то таинственная сущность и не объект поклонения, а результат инженерной мысли, который должен служить человеку, - сказал
А. Самойлов.

Он добавил, что искусственный интеллект может принести реальную пользу - находить информацию, планировать, подсказывать какие-либо решения. Однако важно сохранять ясность: технологии могут быть помощниками, но ответственность за выбор, моральные и духовные ориентиры всегда остается за человеком.

- Искусственный интеллект может быть полезным справочником, но он не способен заменить духовный авторитет. Машина не различает множественность мнений и контекстов, не знает традиций и не имеет опыта веры. Ответ искусственного интеллекта может звучать убедительно, но оказаться ошибочным. Эти сведения можно уточнять с помощью технологий, но толкование священных текстов и наставление совести должны оставаться за книгами, мудрыми учителями и живыми наставниками. Здесь важны наши собственное суждение и осторожность, - сказал спикер.

При этом у технологий есть реально позитивный потенциал. В качестве примера А. Самойлов привел опыт Дубая, где был запущен «кибермуфтий» - религиозный чат-бот, призванный противостоять радикальным проповедникам в Сети.

- Цель проекта - в том числе не оставить молодых людей один на один с радикальными проповедниками в Интернете. Человек, ищущий совета, может спросить у официального чат-бота и получить ответ, основанный на традиционном исламе, а не на извращенных учениях экстремистов. Власти Дубая надеются, что так удастся масштабировать противодействие религиозному экстремизму, опережая радикалов в информационном поле, - отметил Алексей Самойлов.

По его словам, опыт Дубая показал, что AI-советчик хорошо отвечает на простые вопросы, а в сложных ситуациях, к сожалению, пока бессилен. К тому же некоторые богословы встретили проект с критикой. Они указывают, что борьба с радикализацией - это не только выдача справочных ответов, а еще работа с душой, разговоры о грехе, покаянии и истинном смысле писания.

- Всего этого бездушная программа дать не сможет. Компьютер не понимает контекста жизни спрашивающих, не чувствует, что у него сейчас на сердце, - отметил А. Самойлов.

Эксперт ответил и на вполне резонный вопрос: «Сможет ли искусственный интеллект обрести веру?».

- На мой взгляд, ответ однозначен - нет. Машина не имеет души и духовного опыта. Вера предполагает личное обращение, переживание священника, внутреннее устремление к Богу. Всего этого у программы нет и быть не может. Самые сложные алгоритмы способны лишь имитировать религиозные действия, процитировать священный текст, воспроизвести обряд. Но это остается внешней формой без какого-либо живого содержания. Как отмечают эксперты, боты могут говорить о Боге, но не способны переживать веру, - подчеркнул представитель АО «НИТ».

Но все же, по мнению А. Самойлова, искусственный интеллект должен служить доброму делу.

- Технологии помогают людям разных стран переводить и изучать тексты священных книг, лучше понимать традиции, ценности, которые нас объединяют. С их помощью можно анализировать богословскую литературу, делать знания доступнее и разрушать стереотипы. ИИ уже используется для сохранения культурного наследия: оцифровка древних манускриптов, восстановление утраченных текстов и архивирование устных преданий. Все это труд, где машины действительно незаменимы и помогают. Таким образом ИИ не станет нашим спутником в вере, но он может стать помощником на пути диалога и взаимопонимания, - отметил эксперт.

Он добавил, что в руках ответственных людей ИИ способен укреп­лять доверие между конфессиями, сохранять культурное богатство и помогать строить мосты там, где раньше были стены.

- Эпоха искусственного интеллекта - это серьезное испытание для нашей внутренней зрелости и ответственности. Технологический прогресс неизбежен. Но именно мы, люди с нравственными убеждениями и способностью к осмысленным решениям, определяем его направление. Нам выпала возможность использовать мощные инструменты, и наша задача направить их на благо, отмечая полезные стороны. Важно сохранить человека со всеми его ценностями, достоинством и свободой в центре всех преобразований. Поэтому, используя новые технологии, мы должны помнить, что главное сокровище принадлежит не машине, а человеку, его разуму, сердцу, его вере, - резюмировал Алексей Самойлов.

Стоит отметить, что большая часть религиозных деятелей категорически против попыток объявить ИИ моральным субъектом, то есть личностью, которая не только самостоятельно принимает решения, но и несет за них ответственность, включая этическую.

- Воспеватели безграничного научно-технического роста уверены, что человеку есть чему поучиться у машины, что преимущества ИИ - залог выживания дряхлеющего человечества. В этих голосах слышится столько неверия в способности человеческой личности, обладающей богоподобием, столько спеси и близорукости, что невольно вспоминаются строители Вавилонской башни, - в одном из своих интервью отметил глава российской Православной церкви митрополит Кирилл.

Вместе с тем и многие ведущие бизнесмены, чей бизнес переплетается с ИИ, предупреждали об опасности развития этой технологии. Так, на сайте организации «Future of Life» было опубликовано открытое письмо с призывом остановить исследование мощных систем ИИ. Его подписали в том числе глава Tesla, SpaceX и Twitter Илон Маск, сооснователь Pinterest Эван Шарп и сооснователь Apple Стив Возняк. Авторы текста задаются вопросами: «Должны ли мы позволять машинам наводнять наши информационные каналы пропагандой? Должны ли мы автоматизировать все рабочие места? Должны ли мы развивать нечеловеческие умы, которые в конечном итоге могут превзойти нас численностью, перехитрить, сделать нас ненужными и заменить нас? Должны ли мы рисковать потерей контроля над нашей цивилизацией?» Возможно, международная комиссия, первое заседание которой ожидается в апреле следующего года, сможет найти ответы на такие вопросы.

 

Мосты, а не стены

Во второй день VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане прошел II Форум молодых религиозных лидеров «Молодежь за мирное сосуществование: синергия во имя будущего».

Религиозные лидеры, государственные деятели, общественные лидеры и ученые из десятков стран объединились на одной площадке, чтобы обсудить пути преодоления глобальных вызовов посредством духовного и межрелигиозного сотрудничества на международном уровне.

Форум открылся приветственным словом председателя Сената Парламента РК, руководителя секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий Маулена Ашимбаева. Он подчеркнул ответственность молодежи за установление мира и диалога, отметив важность следования принципу «строить мосты, а не стены».

В рамках деловой программы форума состоялась сессия «Forum-talks», на которой обсуждались ключевые вопросы роли молодежи в укреплении мира и продвижении межрелигиозного диалога. Впервые с помощью метода «Mentimeter» была использована интерактивная форма для вовлечения участников в обсуждение.

Участники отметили, что в условиях нарастающей поляризации, религиозной нетерпимости и социальных противоречий роль молодежи как носителя созидательной повестки приобретает стратегическое значение. В завершение форума был представлен проект итогового коммюнике «Молодежь за мирное сосуществование», в котором подчеркивается важная роль межконфессионального диалога в преодолении глобальных вызовов современности. Молодые лидеры выразили готовность направить свои усилия на построение будущего, основанного на принципах терпимости, справедливости и сотрудничества. В документе также отражена приверженность идеалам взаимопонимания, милосердия и солидарности между народами и религиями.

 

О чём пишут СМИ

Стоит ли говорить, что за работой VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий внимательно следили зарубежные СМИ. Новостные службы стран-участниц публикуют мнения экспертов о работе, задачах и целях съезда.

Корреспонденты «24KZ» подготовили обзор наиболее заметных публикаций. Ведущее турецкое агентство «Anadolu» подчеркивает важность VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий для расширения международного сотрудничества. СМИ цитирует выступление Президента Касым-Жомарта Токаева, особо отмечая его призыв к укреплению межэтнической, межрелигиозной и межнациональной толерантности. По словам Главы государства, Казахстан исторически является местом встречи разных культур и цивилизаций. В стране прилагаются все усилия для сохранения и развития этих традиций.

«Астанинский съезд вдохновит верующих построить будущее, основанное на мире, братстве и солидарности», - цитирует слова Папы Римского информационный портал Святейшего Престола «VATICAN NEWS». Понтифик подчеркнул важность межрелигиозного диалога как ответа на современные конфликты и разногласия. Он отметил, что религия сама по себе не порождает конфликты, а, напротив, является источником исцеления и примирения между людьми.

«VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий - это больше, чем церемониальный диалог между духовенством. Это важный призыв деполитизировать религию и изменить подход к дипломатии», - пишет газета The Times of Central Asia. В материале подчеркивается, что форум отражает стремление стран поддерживать универсальные ценности: неприкосновенность жизни, свободу вероисповедания и защиту семьи.

«Ключевым отличием астанинского съезда является его масштабность: ожидается участие 60 глав государств. Среди них - духовные лидеры крупнейших конфессий, представители международных организаций, эксперты, политологи и общественные деятели», - пишет российское агентство «Вестник Кавказа».

Издание отмечает, что главная задача участников - призвать все страны к миру.

По мнению главного эксперта отдела методической работы и сбора средств Центра развития межконфессионального и межцивилизационного диалога имени Н. Назарбаева Руслана Ибраева (в интервью порталу Zakon.kz.), Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал площадкой для определения роли религии в новую эпоху, поиска пути принесения мира и стабильности в будущее человечества, на которой религиозные лидеры не только отмечают важность мира на земле, но и делятся своей мудростью о том, как его поддерживать.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА,
фото Юрия КИМА