Гимназия настоящего
Пространство воспитания личности, гражданственности и компетентностей XXI века
Педагоги - самая многочисленная категория бюджетных служащих. Только в Жамбылской области в системе образования заняты 83 тысячи человек. В канун Дня учителя мы поговорили с директором гимназиии № 24 города Тараза Саей Абсаматовой о роли педагога в современной системе образования.
Наша собеседница - опытный педагог с большим стажем работы. Работала учителем математики в средней школы в Меркенском районе, преподавателем и заместителем директора в Таразском политехническом колледже, затем была назначена директором гимназии № 24.
- Наша гимназия - одно из старейших учебных заведений Тараза, в следующем году мы будем отмечать 90-летие, - рассказывает Сая Абсаматова. - Много лет она была железнодорожной школой № 320, потом городской № 26. А в 1994 году на ее базе открыта классическая гимназия № 24, начавшая работу 1 сентября того года. Так начался новый, особенно плодотворный период нашей образовательной деятельности.
При директоре Марине Гладченко в гимназии произошли значительные изменения. Одним из ключевых достижений стало проведение капитального ремонта основного здания. В результате комплексных работ школа преобразилась как снаружи, так и внутри: были обновлены учебные кабинеты, актовый и спортивный залы, заменены инженерные коммуникации, созданы современные и комфортные условия для учебного процесса.
Однако самым масштабным проектом стало строительство новой пристройки на 350 мест. Это решение позволило значительно разгрузить учебное заведение, обеспечить детей дополнительными кабинетами и современными лабораториями, а также открыть новые возможности для развития творческих и спортивных направлений. Просторные классы, светлые коридоры, уютные зоны отдыха - все это сделало пребывание школьников более комфортным и безопасным.
Важно отметить, что преобразования были проведены в интересах самих учащихся. Новая инфраструктура позволила повысить качество образовательного процесса, внедрить современные технологии обучения и создать атмосферу, способствующую развитию каждого ребенка. Сегодня гимназия по праву может гордиться своей материально-технической базой.
Период, когда директором была Ляззат Кзылкулова, прошел под знаком обновления и внедрения современных подходов к организации образовательного процесса.
- Одним из ключевых направлений нашей работы стало внедрение инновационных технологий в обучение. В школе появились современные мультимедийные кабинеты, интерактивные доски, цифровые ресурсы, что позволило вывести учебный процесс на качественно новый уровень и сделать занятия более интересными и эффективными, - пояснила Сая Абсаматова. - Особое внимание Л. Кзылкулова уделила созданию творческой и образовательной среды. В школе появились новые формы внеклассной работы, кружки и секции, ориентированные на развитие интересов учащихся и раскрытие их талантов. Это позволило каждому ребенку найти для себя сферу, в которой он может реализоваться.
Важным шагом стало и усиление духовно-нравственного воспитания школьников, формирование у них чувства ответственности, патриотизма и уважения к родным традициям, при этом открытости к современным мировым тенденциям. Таким образом, вклад Ляззат Кзылкуловой в развитие гимназии можно по праву назвать значительным. Она сумела соединить традиции и новые веяния, открыв перед учениками широкие горизонты для успешного будущего.
На сегодняшний день важный акцент в деятельности гимназии № 24 - формирование здоровой, конкурентоспобной, успешной, культурной личности, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, способной к жизненному и профессиональному самоопределению.
- Сегодня, когда мир стремительно меняется под влиянием технологий, глобализации и культурного многообразия, школа перестает быть лишь местом передачи знаний. Она становится пространством формирования личности, гражданственности, нравственных ориентиров и жизненных компетенций, необходимых для полноценного существования в XXI веке. В этом контексте гимназия призвана быть флагманом трансформации сферы образования. Ее задача - воспитывать личностей, способных к осознанному выбору, созиданию и служению обществу, - говорит Сая Абсаматова. Наш лозунг - «От миссии - к действию». Миссия гимназии четко формулирует цели: обеспечение качественного образования в соответствии с государственными стандартами и формирование высоконравственной, компетентной, творчески мыслящей личности с активной жизненной позицией, способной к саморазвитию и успешной социализации в поликультурной и высокотехнологичной среде.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подчеркивал: «Главная задача современной школы - воспитать Адал азамат - честного, ответственного гражданина, верного своей Родине и ее ценностям». Такая концепция охватывает все уровни школьной жизни - от методик преподавания и воспитательной среды до языковой политики, цифровизации и международного сотрудничества.
Еще один важный принцип - «Инновации, основанные на традициях» - реализуется в синтезе классической педагогики с инновациями. Гимназия - это пространство, где сохраняются гуманитарные смыслы, чтят язык и культуру, где история и философия соседствуют с программированием, медиаграмотностью и критическим мышлением. Такой подход позволяет формировать у учеников целостное мировоззрение, внутреннюю устойчивость и гибкое мышление, необходимые для жизни в условиях непрерывных изменений.
Основополагающими ценностями гимназии являются патриотизм, культура и язык. Как отметил Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев: «Воспитание патриотизма, сохранение языка и культуры - это стратегическая основа нашей независимости».
- Сегодня мы живем в мире, где легко найти друзей в другой стране и за пару секунд узнать новости с другой части планеты. Но есть то, что всегда остается с нами и делает нас особенными - это патриотизм, культура и язык, - говорит Сая Абсаматова. - Патриотизм - это реальные дела на благо Родины. Культура отражает историю, традиции и духовное богатство народа, объединяя поколения. Язык - это основа национальной идентичности и связующая нить между поколениями. Если мы сохраним их, то сможем уверенно смотреть вперед, быть открытыми для мира и при этом оставаться самими собой, - говорит собеседница. - Ценности, формируемые в гимназии, включают: любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре; сознательное гражданское поведение; патриотизм, основанный на знании и гордости за свою страну; честность, справедливость, милосердие; уважение к государственным символам; бережное отношение к природе и окружающей среде.
Качество образования - системный процесс
Качественное образование в гимназии реализуется через внедрение инновационных подходов: STEM-обучение и проектно-исследовательская деятельность; функциональная грамотность и критериальное оценивание; индивидуальные образовательные маршруты; развитие ключевых компетенций, таких, как коммуникация, анализ, работа в команде и адаптация.
Главная цель - не просто передать знания, а научить учиться, воспитать учащегося как самостоятельного мыслителя, способного принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Президентом страны одной из важнейших задач системы образования названо формирование добропорядочной и ответственной личности. И воспитательная программа в гимназии строится на ценностно-ориентированном и компетентностном подходах, которые органично интегрируют обучение, развитие и воспитание, - напомнила Сая Абасаматова. - Основные задачи воспитательной работы: формирование устойчивых духовно-нравственных ориентиров; развитие гражданской ответственности и патриотизма; воспитание добропорядочности, добросовестности и трудолюбия; создание индивидуальных условий для всестороннего развития личности; вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Ключевые компетенции выпускника: продвижение национальных интересов и готовность служить своей стране; эффективная коммуникация и умение работать в команде; гражданский долг и уважение к закону; креативность и инновационное мышление; служение обществу через добровольческую и социально значимую деятельность.
Одно из направлений развития для гимназистов - самоопределение и успех в будущем
- Гимназия - это не только подготовка к экзаменам, но и стартовая площадка для осознанного выбора жизненного пути. Система профориентации, партнерские проекты с университетами, участие в научных конференциях, олимпиадах, волонтерских инициативах позволяют учащимся увидеть перспективы, найти свое призвание и с уверенностью планировать будущее, - подчеркнула директор школы. -
Еще один наш девиз - «Международное сотрудничество - окно в мир». Современное образование невозможно без международного контекста. Гимназия активно взаимодействует с зарубежными школами и университетами, участвует в программах обмена, транслирует и заимствует лучшие мировые практики. Это способствует формированию глобального мышления, толерантности, уважения к другим культурам и готовности к международной конкуренции.
Учитель - главный агент изменений
Без высокопрофессионального и мотивированного педагога невозможна реализация ни одной образовательной стратегии. Гимназия - это сообщество педагогов-исследователей, для которых повышение квалификации, цифровая грамотность, методическая работа и командное взаимодействие стали нормой. Именно учитель становится проводником ценностей, вдохновителем и наставником для нового поколения.
Говоря о перспективах применения в процессе образования искусственного интеллекта, директор гимназии утверждает:
- Цифровизация процессов - не цель, а инструмент. Интеграция ИИ в образовательный процесс - важная составляющая развития гимназии. Цифровая трансформация включает онлайн-обучение и гибкие форматы взаимодействия; развитие цифровой культуры и кибербезопасности; обучение критическому мышлению при работе с информацией; использование аналитики данных для индивидуализации обучения.
- Стратегия развития гимназии ориентирована на достижение измеримых результатов: высокий уровень академических достижений; устойчивое трехъязычие и глобальная конкурентоспособность выпускников; признание гимназии как инновационного центра образования; воспитание граждан, способных к самостоятельному мышлению, ответственному выбору и участию в жизни страны, - подытожила Сая Абсаматова. Но главный результат - это не рейтинги. Это человеческие качества выпускников: добропорядочность, активность, уважение к культуре и людям, стремление к развитию и готовность к служению обществу.
Гимназия № 24 - действительно особенное учебное заведение. Здесь не только дают знания, но и воспитывают души, учат быть человеком.
Юрий ЕФИМОВ