Недавно в яслях-детском саду «Айголек» села Абай Байзакского района в рамках программы «Адал азамат біртұтас тәрбие» - «Единое воспитание сознательного гражданина» прошло мероприятие «Преемственность между детским садом и школой - основа непрерывного образования».
Преемственность между дошкольной организацией и начальной школой - важный этап в становлении ребенка как личности. Детский сад - первая социальная среда для ребенка. Здесь он овладевает основными жизненными навыками, такими, как общение, поведение, слушание, умение отвечать, работа в команде. А школа - это следующий этап образования и воспитания. Знания и навыки, заложенные в детском саду, должны быть углублены в школе.
Здесь особенно важны профессиональные связи между воспитателями и учителями начальных классов. Обмен опытом между ними и совместный контроль за уровнем развития ребенка дает детям возможность познакомиться со школьной жизнью, выучить правила поведения, освоиться в общении с учителями и новыми друзьями.
Для обеспечения преемственности необходимо чаще проводить мероприятия по взаимодействию между воспитателями детского сада и учителями начальных классов (открытые уроки, семинары, круглые столы), соотносить содержание образования в дошкольных группах с программой начальной школы, определять уровень развития, психологической готовности детей к школе, усиливая подготовку к ней через совместную работу с родителями. Психологически ребенку нелегко адаптироваться к новой среде, новому распорядку и требованиям. Поэтому преемственность должна быть отражена не только в содержании образования, но и в эмоциональной и социальной подготовке. Например, в детском саду распорядок дня, продолжительность занятий, учебно-воспитательный процесс организованы в легкой форме, а в школе ребенку уже предъявляются конкретные требования. К этим различиям необходимо его постепенно адаптировать.
Взаимодействие педагогических кадров, наблюдение за ребенком, передача портфолио или карты развития из детсада в школу также являются одними из наиболее эффективных практик. Это укрепит преемственность и даст учителю стартовую базу в работе с ребенком. Преемственность занимает важное место в современной системе образования. Если связь между детским садом и школой не установлена должным образом, у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией к учебному процессу. Преемственность между детским садом и школой - один из факторов становления личности ребенка, пробуждения мотивации к знаниям, успешной адаптации к новой среде. Это результат слаженной и систематической работы воспитателей, педагогов, родителей и администрации.
Раткул УМИРЗАКОВА,
Калдыбала ЖОЛДАСОВА,
воспитатели яслей-детсада «Айголек» села Абай Байзакского района