В ответе за себя
Как приучить детей и подростков к дисциплине
В последнее время обострилась проблема подростковой преступности. По данным Министерства просвещения РК, опубликованным в середине нынешнего года, за последние 10 лет уровень правонарушений среди несовершеннолетних снизился в три раза. С другой стороны, ряд преступлений, произошедших в сентябре, нивелируют достигнутые статистические успехи.
Понятно, что сказываются низкий уровень правового просвещения и нехватка специалистов по социальной работе и психологической поддержке. Для эффективного предотвращения правонарушений среди подростков важно активное вовлечение государственных и правоохранительных органов, школ, учителей и родителей. Тем не менее предпринимаются практические шаги по социализации подростков и предупреждению правонарушений: организованы правовое просвещение, воспитательная работа, качественная организация досуга.
При этом особый акцент должен быть сделан на усилении деятельности школьных центров педагогической поддержки родителей и расширении работы региональных психологических служб. Эти меры помогут не только предотвратить правонарушения, но и создать более благоприятную социальную среду для подростков.
- Показатели преступности и правонарушений среди несовершеннолетних - это не просто вопрос статистики. Это зеркало общества, показатель уровня культуры, воспитания и социальной стабильности, - говорит педагог-психолог гимназии № 24 города Тараза Жазира Жумабекова. - Сегодня, когда информационная среда становится все более агрессивной, а традиционные формы общения заменяются виртуальными, именно воспитание правосознания становится основой формирования личности современного гражданина - честного, ответственного человека.
Рассуждая о том, как теряется связь между человеком и обществом, она отметила, что большинство несовершеннолетних, совершивших правонарушения, происходят из неблагополучных или педагогически несостоятельных семей. Родители, занятые работой или собственными проблемами, не уделяют должного внимания воспитанию, эмоциональной поддержке ребенка и контролю за его поведением
- Часть подростков испытывает сложности в школе: недопонимание с педагогами, конфликты со сверстниками, отсутствие веры в собственные силы. Все это приводит к внутреннему протесту, отчуждению и поиску «признания» вне школы - зачастую на улице, в неблагополучных компаниях, - считает собеседница. - С психологической точки зрения подростковый возраст - период поиска идентичности. Если ребенок не получает поддержки, любви и внимания дома и в школе, он ищет их в других местах, нередко попадая под негативное влияние. В таких случаях формируются чувство отчуждения, агрессия и склонность к девиантному поведению. В этой связи особую роль играет программа воспитания «Адал азамат», направленная на воспитание честных, сознательных и дисциплинированных граждан. Мы напоминаем школьникам высказывание Героя Советского Союза, фронтовика, кадрового офицера и писателя Бауыржана Момышулы: «Человек, покорившийся дисциплине, не станет рабом, а без дисциплины нет народа».
Программа «Адал азамат» предусматривает формирование антикоррупционного и правового мышления; развитие ответственности за свои поступки; привитие уважения к закону, труду и справедливости; вовлечение учащихся в социально полезную и волонтерскую деятельность. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал: «Юные граждане должны обладать критическим мышлением, быть честными и ответственными. Школа должна не просто давать знания, а воспитывать личность». Эти слова отражают суть программы «Адал азамат» - воспитание внутренней честности, гражданского достоинства и патриотизма.
Как отметила Жазира Жумабекова, на формирование личности ребенка влияет в первую очередь среда обитания - школа, семья, улица.
- Воспитание ребенка начинается в семье. Именно родители формируют основы поведения, морали, уважение к закону и к труду. Важно, чтобы в семье царила атмосфера доверия, поддержки и любви. Когда ребенок чувствует, что его мнение важно, он не ищет признания вне дома, - говорит она. - Школа тоже важна, ведь это не только источник знаний. Учителя должны стать не просто наставниками, а проводниками в мир ценностей, правовых норм и нравственных ориентиров. Поддержка трудных подростков, создание атмосферы уважения и взаимопонимания - залог успешной профилактики. А вот улица - это фактор, который труднее всего контролировать и отслеживать. Здесь подростка ждут рискованные компании, где ценятся не знания, а сила, смелость и готовность к нарушению правил. Поэтому важно направить энергию ребенка в позитивное русло: спорт, творчество, волонтерство, клубы дебатеров и кружки по интересам.
Спикер подчеркнула и психологический аспект профилактики нарушений: проступок - это запрос на внимание и понимание. Поэтому родителям следует выстраивать отношения с ребенком не на страхе наказания, а на поддержке, доверии и уважении.
- Учителям и родителям важно вовремя замечать тревожные сигналы в поведении ребенка: замкнутость, агрессию, снижение успеваемости, уход из дома, чтобы помочь ему справиться с трудностями и направить на верный путь, - говорит собеседница.
К слову, в гимназии № 24 реализуется проект «Қауіпсіз орта» (Безопасная среда), направленный на профилактику правонарушений и создание безопасной образовательной среды. В рамках проекта проводятся тематические классные часы и правовые уроки; встречи с представителями правоохранительных органов, тренинги по развитию критического мышления и эмоциональной устойчивости, консультации психолога для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Совместно с полицией и отделом образования ведется работа по предупреждению буллинга, насилия, употребления вредных веществ, а также по развитию медиаграмотности и ответственности в цифровой среде. Подросткам регулярно напоминают несложные правила, помогающие избежать проблемных ситуаций: не гулять в одиночку в вечернее время; не общаться с незнакомыми людьми; соблюдать правила дорожного движения; не использовать электронные сигареты, вейпы и наркотические вещества, соблюдать дисциплину и уважать закон.
Как известно, закон не освобождает от ответственности тех, кто его не знает. Несовершеннолетние с 14 и 16 лет уже несут уголовную ответственность за отдельные виды преступлений и правонарушений, и каждый должен осознавать последствия своих поступков.
- Профилактика правонарушений - это не разовая акция, а постоянная системная работа семьи, школы и общества, - говорит Жазира Жумабекова. - Ее цель - воспитание честных, трудолюбивых и ответственных граждан, для которых честь, совесть и уважение к закону являются жизненными принципами. Пусть каждый молодой казахстанец осознает: дисциплина, доброта, честность и уважение к закону - это не ограничения, а основа свободы и достоинства. И тогда наша страна будет сильной, справедливой и безопасной для каждого из нас!
Юрий ЕФИМОВ