Меню
Сегодня, 14:18 / Лариса ГУБАШЕВА / Мнение

Основа нравственности

Роль школы в профилактике девиантного поведения учеников

Основа нравственности Основа нравственности

Сегодня взрослые сталкиваются с ростом проявлений девиантного поведения у подростков: агрессией, замкнутостью, употреблением психоактивных веществ, правонарушениями. В предупреждении таких отклонений большую роль играют семья и школа. Именно в школьной среде закладываются основы социальной адаптации, гражданской ответственности и нравственных ориентиров.

 

Под девиантным поведением понимаются устойчивые формы отклонений от общепринятых социальных норм и правил. К типичным видам девиаций у школьников относятся: агрессивное и конфликтное поведение; нарушение дисциплины и правил распорядка; уходы из дома или школы; употребление алкоголя, наркотических веществ; кражи, вандализм; интернет-зависимость, буллинг. Причинами девиаций специалисты называют биологические, психологические и социальные предпосылки. Среди социальных факторов особое значение имеют неблагополучие в семье, негативное влияние сверстников, дефицит внимания со стороны педагогов и отсутствие позитивной школьной среды.

Школа выступает образовательным и воспитательным центром, обеспечивающим социальную защиту и поддержку ребенка. Она играет ключевую роль в формировании личности ребенка и является одним из социальных институтов, влияющих на его поведение, ценности и мировоззрение. Именно здесь ребенок учится взаимодействовать с обществом, осваивает социальные нормы и правила, формирует самооценку и чувство ответственности. Поэтому профилактика девиантного поведения учащихся - одна из важнейших задач современной школы.

Профилактическая работа в школе включает несколько направлений: психолого-педагогическая диагностика, формирование позитивного микроклимата, воспитательная и профилактическая деятельность, взаимодействие с семьями, межведомственное сотрудничество.

- Ранняя диагностика особенностей поведения учащихся позволяет своевременно выявить группы риска. В этом участвуют школьные психологи, классные руководители, социальные педагоги. Проводятся анкетирования, наблюдения, индивидуальные беседы. Благоприятная психологическая атмосфера в классе и школе снижает вероятность проявлений агрессии и отчуждения. Учителя должны способствовать развитию толерантности, взаимопомощи и уважения между учениками. Большую роль играют классные часы, тренинги, тематические недели, дискуссии, где обсуждаются ценности здоровья, законопослушания, моральные нормы. Эффективны и программы развития эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, саморегуляции. Например, у нас в стране с сентября этого года успешно реализуются программа профилактики травли (буллинга) детей в организациях образования «ДосболLIKE», рекомендованная НАО «Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен», и внедряемая по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Единая программа воспитания «Адал азамат» для профилактики правонарушений, повышения правовой культуры и грамотности учащихся, пропаганды принципов законности и порядка, - рассказала таразский педагог-психолог Кристина Зенькова.

Она считает, что профилактика невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Педагоги информируют их о результатах наблюдений, проводят консультации, родительские собрания, обучают стратегиям позитивного воспитания. Школа взаимодействует и с социальными службами, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями и правоохранительными органами для комплексного решения проблем трудных подростков.

Личность учителя тоже играет ключевую роль в формировании поведенческих установок у ребенка. Авторитет, справедливость, внимание и искреннее сочувствие со стороны педагога способны компенсировать дефицит позитивного опыта в семье. Важно, чтобы учителя владели современными технологиями воспитания и профилактики девиаций: методами ненасильственного общения, медиации, индивидуального подхода.

Вот тут как раз помогают современные программы образования и воспитания «ДосболLIKE» и «Адал азамат». Программа «Адал азамат», обучение по которой прошли более 23 тысяч педагогов, позволяет создать единую систему воспитательной работы, ориентированную на формирование учителями у учащихся национальных и гражданских ценностей.

А до запуска антибуллинговой программы «ДосболLIKE» в Казахстане она была опробована в девяти регионах страны. В апробации приняли участие около 70 тысяч учеников и более 5,5 тысячи педагогов из 50 школ. Реализация программы проходила в несколько этапов: диагностика текущей ситуации, формирование школьной системы профилактики, обучение педагогов и вовлечение родителей. Каждая отечественная школа выстроила собственную модель реагирования на буллинг, основанную на результатах диагностики и участии всех сторон образовательного процесса.

По итогам анкетирования учеников и педагогов зафиксированы значительные изменения в школьной среде. Например, наблюдалось уменьшение буллеров (агрессоров) в 2025 году как прямых, так и косвенных на 1,5 процента, по сравнению с прошлым годом, уменьшение виктимов (чувствующих себя жертвами) на 5,4 процента по сравнению с 2024 годом. Также в три раза увеличилось количество детей, у которых есть взрослые наставники. Им дети могут доверить свои секреты, у них они встретят понимание и сочувствие.

- Апробация программы показала, что системный подход и вовлечение всех сторон - учеников, педагогов, родителей - действительно работает. Мы видим не просто снижение числа конфликтов, но и рост доверия внутри школьного сообщества. Это ключ к построению безопасной и поддерживающей среды, - отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.

Профилактика девиантного поведения - системная многоуровневая работа, в которой школа выступает центральным звеном. От качества школьной среды, профессионализма педагогов и уровня взаимодействия с семьей зависит успешная социализация подростков и их способность следовать социальным нормам. Создание безопасной, поддерживающей и гуманной образовательной среды - важнейшее условие формирования гармоничной личности.

- Во-первых, школа может предупредить развитие девиантных форм поведения через создание благоприятного психологического климата. Атмосфера доверия, уважения и поддержки помогает детям чувствовать себя принятыми и значимыми, снижая риск агрессии, замкнутости или асоциальных поступков. Во-вторых, большое значение имеет работа педагогов и школьных психологов. Своевременное выявление трудностей в поведении, общении или обучении позволяет оказать индивидуальную помощь ребенку и его семье. Профилактические беседы, тренинги по развитию эмоционального интеллекта способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельности и ответственности. Важно и взаимодействие школы не только с родителями, но и правоохранительными органами, психологическими центрами и центрами поддержки семьи. Совместная работа помогает комплексно решать проблемы и предотвращать развитие негативных тенденций в поведении подростков, - отмечает Кристина Зенькова.

В Таразе и области действуют консультационные центры, кабинеты коррекции, школы с инклюзивным образованием. Наличие такой инфраструктуры создает предпосылки для профилактики девиантного поведения: раннее выявление, междисциплинарный подход, сотрудничество семей и среды школы.

Чем раньше сформируется система регулярного взаимодействия (педагог - психолог - родитель - ученик), тем эффективнее будет профилактика. Таким образом, школа выполняет важную воспитательную и социальную функцию. Эффективная профилактика девиантного поведения возможна при условии тесного сотрудничества педагогов, родителей и самих учащихся, направленного на создание безопасной и поддерживающей образовательной среды.

Если учитель замечает изменения в поведении ученика (например, снижение успеваемости, конфликтность), то он связывается с родителем, сообщает свои наблюдения, предлагает совместно обратиться к школьному психологу или консультационной службе. Родитель и педагог участвуют в совещании, вырабатывают совместный план поддержки ребенка дома и в школе. Учитель может направить ученика к школьному психологу с согласия родителя, психолог проводит диагностическое интервью, а затем информирует педагога об общем направлении поддержки (не раскрывая конфиденциальные детали). Учитель корректирует методы взаимодействия с учеником в классе (например, повышенное внимание, изменение формы работы, групповая работа с одноклассниками) по рекомендации психолога.

Психолог проводит индивидуальные или групповые занятия: тренинги по управлению эмоциями, о конфликтах, по развитию социально-коммуникативных навыков, возможно, через кабинет психолого-педагогической коррекции. Ученик участвует, получает навыки, психолог дает рекомендации, педагог/родитель получают краткое резюме (с согласия ребенка/родителя). После выявления напряжения в поведении ребенка психолог организует консультацию или родительское собрание, где информирует родителей о проблеме, предлагает рекомендации по среде дома, правилам, режиму, взаимодействию с ребенком. Родители и психолог (возможно с участием педагога) составляют домашний план поддержки.

Подготовила Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: