Мнение

Защитить детскую психику

Семья и школа должны обеспечить безопасность ребёнка

Подростковый возраст - период наиболее высокой психической уязвимости. Именно подростки сильнее реагируют на информационные перегрузки, влияние социальных сетей, виртуальные риски и нарушение естественных поведенческих ритмов.

 

В нынешних условиях, когда цифровой мир проник во все сферы жизни: общение, образование, досуг, семью, он влияет и на формирование характера и психики ребенка. Каким образом это влияние могут регулировать родители и учителя, разъяснила врач- психиатр Жамбылского областного центра психического здоровья Рамиля Зимукова.

- Рамиля Ильдусовна, объясните, пожалуйста, почему цифровизация заметно влияет на развитие подростков?

- Подросток находится в периоде активного формирования личности, развития эмоциональной сферы и социальных навыков. А цифровая среда задает высокий темп стимуляции; формирует постоянное ожидание обратной связи; воздействует на самооценку; транслирует модели поведения, доступные для немедленного копирования; снижает качество сна и увеличивает уровень стресса. Это делает подростков особенно уязвимыми к дезадаптивным реакциям и психопатологии.

- Какие психические расстройства наиболее распространены в условиях цифровизации?

- По данным современных наблюдений, среди подростков чаще отмечаются тревожные расстройства, включая социальную тревожность - из-за постоянного сравнения себя с другими и страха негативной оценки. Бывают депрессивные состояния, вызванные чувством одиночества, эмоциональным выгоранием, кибербуллингом. Часто наблюдается зависимое от Интернета и гаджетов поведение. Могут возникнуть расстройства пищевого поведения, особенно на фоне визуально ориентированных соцсетей, эмоциональная нестабильность, импульсивные реакции, селф-харм, нарушения сна на фоне использования гаджетов вечером и ночью.

- Каково влияние социальных сетей на психическое состояние подростков?

- Социальные сети воздействуют на психику подростка через несколько механизмов: социальное сравнение - подросток оценивает себя через идеализированные образы. Поиск одобрения: лайки становятся источником подкрепления. Страх пропустить что-то важное вызывает тревогу и напряжение. Кибербуллинг на этом фоне усиливает депрессивные и тревожные симптомы. Формирование самооценки через виртуальные реакции ведет к эмоциональной нестабильности. В результате подросток становится зависимым от внешней оценки и менее устойчивым к стрессу.

- Как между собой связаны цифровизация и тревожно-депрессивные состояния?

- Информационная перегрузка, многочасовое пребывание в Сети и отсутствие эмоционального отдыха приводят к снижению концентрации; повышенной тревожности; чувству одиночества, несмотря на множество онлайн-контактов; снижению самооценки; формированию депрессивных переживаний. Особенно опасно сочетание цифровой активности с нарушениями сна, которое наблюдается у значительной части подростков.

- Каковы признаки интернет-зависимости у подростков?

- Сложность ситуации в том, что интернет-зависимость формируется постепенно и часто воспринимается родителями как обычное поведение. Основные ее проявления - потеря контроля над временем пребывания в Сети; раздражительность при ограничении гаджетов; снижение успеваемости; отказ от хобби и реальных социальных контактов; нарушение режима сна; эмоциональные вспышки при попытках ограничить доступ. Подросток в буквальном смысле начинает «жить» в цифровой среде, где получает быстрые, легкие эмоциональные стимулы.

- Каковы риски онлайн-игр и конкурентных платформ?

- Игровая индустрия работает на механизмах мгновенного вознаграждения, что особенно затрагивает подростков с импульсивностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, эмоциональной нестабильностью. Риски включают в себя зависимое поведение, снижение учебной и бытовой мотивации, нарушение сна, повышенную агрессивность или раздражительность, эмоциональное выгорание. Также игры с соревновательными элементами усиливают чувство неполноценности при поражениях, провоцируя тревогу.

- Каково влияние цифровой среды на расстройства пищевого поведения?

- Социальные сети, ориентированные на визуальность, создают искусственные стандарты внешности. В результате подростки сталкиваются с такими комплексами, как культ худощавости, токсичная фитнес-культура; навязчивыми диетическими трендами, фильтрами, искажающими реальный внешний вид. В результате это может приводить к заболеваниям, конкретно - к анорексии, булимии, орторексии.

- Какое влияние оказывает цифровизация на межличностные отношения, на навыки общения?

- Цифровая революция создала парадокс: с одной стороны, она позволяет поддерживать близкие отношения с людьми, находящимися на большом расстоянии, с другой - может приводить к отчуждению и ослаблению межличностных связей в реальном мире. Мгновенный доступ к информации о жизни других людей через социальные сети может создавать иллюзию близости, но часто эта близость является поверхностной и не заменяет реального общения. Мы можем иметь сотни «друзей» онлайн, но при этом испытывать одиночество и нехватку глубоких эмоциональных связей. Постоянное нахождение в цифровом пространстве может отвлекать от реальных встреч и разговоров, приводить к уменьшению времени, проводимого с близкими людьми, и снижать качество общения с ними. Засилье онлайн-общения может приводить к снижению навыков межличностного общения в реальном мире, трудности в эмоциональной регуляции и неумению адекватно реагировать на невербальные сигналы. Кроме того, цифровое общение часто лишено тонких нюансов, которые присутствуют в живом общении, что может приводить к недопониманиям и конфликтам. Проблема цифрового отчуждения усугубляется и тем, что онлайн-общение часто становится заменителем реальных взаимоотношений, не принося полноценного эмоционального удовлетворения. Вместо глубоких и доверительных связей мы можем получать только поверхностное общение, что приводит к чувству пустоты и несбывшихся ожиданий. Таким образом, цифровизация создает парадокс: она делает нас ближе к людям географически, но может отдалять нас друг от друга эмоционально.

- Как можно выявить проблемы в развитии подростков, вызванные именно злоупотреблением гаджетами?

- Выявление таких проблем у подростков требует комбинации клинических, поведенческих и семейных методов оценки. У психологов есть стандартизированная методика «Психологические проблемы подростков». С ее помощью можно собрать эмпирический материал о психологических проблемах, которые подростки переживают в связи с погруженностью в интернет-среду.

Можно использовать опросники цифровой родительской медиации, восприятия сверстников и использования социальных медиа. Они помогают оценить предпочитаемые темы при использовании Интернета и социальных сетей, а также выраженность проблем, связанных с цифровой активностью. Необходим также анализ предпочитаемого контента. Можно изучить, какие темы просматриваются подростками в Интернете и социальных сетях, и выявить взаимосвязь между этим выбором и выраженностью проблем.

- Что включает в себя профилактика проблем в психическом развитии ребенка?

- Наиболее эффективные меры - просветить самих подростков, их родителей и учителей о рисках цифровой среды. Формирование цифровой гигиены включает в себя ограничение экранного времени; запрет на использование гаджетов за один-два часа до сна; контроль контента. Необходимо развитие эмоциональной регуляции - важный компонент профилактики селф-харма. Затем следует акцент на развитие социальных навыков подростка в режиме офлайн.

Но при тревоге, депрессии или зависимости необходимы своевременная консультация психиатра, психотерапевтическая поддержка, то есть когнитивно-поведенческая терапия, семейное консультирование. Важна также работа с семьей, формирование устойчивых правил и границ.

- Каковы выводы в отношении процесса цифровизации и его влияния на детей?

- Несмотря на существующие проблемы, цифровизация не является безусловным злом! Ключ к решению проблемы заключается в осознанном и сбалансированном подходе к использованию цифровых технологий. Важно помнить, что цифровые платформы - это инструменты, и от того, как мы ими пользуемся, зависит их влияние на нашу жизнь. Цифровизация - неотъемлемая часть жизни подростков, но ее влияние может как помогать развитию, так и провоцировать психические нарушения. А наша задача, задача врачей - своевременно выявлять признаки цифровой дезадаптации, проводить корректную диагностику и сопровождение, а также обучать подростка и его семью здоровому взаимодействию с цифровой средой.

- Благодарю за беседу.

Юрий ЕФИМОВ