Мнение

В атмосфере доверия

Как помочь ребёнку справиться с буллингом

В последние годы все чаще поднимаются вопросы буллинга, которые напрямую касаются благополучия подрастающего поколения. Это явление по-разному проявляется в жизни людей, однако несет серьезные риски для здоровья, социальной стабильности и развития личности.

 

Буллинг - форма насилия

Под буллингом понимается преднамеренное и повторяющееся психологическое или физическое давление на человека. Чаще всего с ним сталкиваются дети и подростки, однако случаи травли фиксируются и среди взрослых.

Травля проявляется в виде словесных оскорблений, унижений, изоляции, распространения ложной информации, угроз в социальных сетях. Нередко подобные ситуации остаются без должного внимания, что приводит к тяжелым последствиям: снижению у ребенка самооценки, тревожности, потере интереса к учебе и общению.

Так, в одной из школ Таласского района психологам пришлось вмешаться в ситуацию после обращения к ним родителей семиклассницы. Девочку несколько месяцев игнорировали одноклассники, кроме того, в чате класса они распространяли оскорбительные сообщения. Ребенок стал замкнутым, перестал посещать кружки, появились проблемы со сном.

После бесед психолога и классного руководителя с участниками конфликта ситуацию удалось стабилизировать. Дополнительно в классе провели тренинги по сплочению коллектива, чтобы научить ребят бесконфликтному общению, взаимному умению слушать и понимать собеседника.

Педагоги и специалисты отмечают, что в предупреждении буллинга важную роль играет профилактическая работа в детских коллективах. Необходимо своевременно выявлять конфликты, привлекать школьных психологов, проводить разъяснительные беседы и создать атмосферу доверия, в которой ребенок не боится обратиться за помощью.

Закон «О правах ребенка» четко определяет буллинг и кибербуллинг (травля в социальных сетях и Интернете) как унижающие и повторяющиеся действия. С 2024 года за буллинг введена административная ответственность - штраф до 10 МРП, а при повторении - больше. Родители агрессоров также могут быть привлечены к ответственности.

 

Зависимость как способ убежать от проблем

Лудомания - болезненное увлечение азартными играми - имеет общую природу с буллингом. Оба недуга возникают там, где человек оказывается психологически уязвим. Нередко бывает, что жертва травли пытается найти утешение и взять реванш в виртуальных играх. В эпоху цифровых технологий особую опасность представляют онлайн-платформы, предлагающие быстрый и доступный «выигрыш».

Зависимость формируется постепенно. Сначала игра воспринимается как развлечение, затем - как способ отыграться, а со временем становится навязчивой потребностью. Лудомания ведет к финансовым трудностям, конфликтам в семье, утрате контроля над собственными действиями.

В прошлом году в Каратау в центр поддержки семьи обратилась женщина, обеспокоенная поведением своего сына-подростка. Юноша начал проводить по несколько часов в мобильных играх с элементами ставок: покупал «сундуки», участвуя в случайных розыгрышах.

Поначалу родители думали, что это обычное увлечение, но вскоре заметили исчезновение денег с карты. Подросток пытался выиграть больше, но лишь увеличивал расходы. Специалисты помогли семье разобраться в ситуации, а юноше - восстановить контроль над своим поведением.

Для борьбы с лудоманией требуется комплекс мер: усиление информационной работы среди молодежи, пропаганда здоровых форм досуга, развитие консультативной помощи. Родителям также важно обращать внимание на изменения в поведении детей и своевременно реагировать на тревожные сигналы.

В Казахстане принят закон, направленный на борьбу с лудоманией, а также действует комплексный план, который предусматривает блокировку нелегальных онлайн-казино, ограничение доступа к азартным играм и расширение психологической помощи. Введена возможность самозапрета - гражданин старше 21 года может закрыть себе доступ к азартным платформам на срок до 10 лет через eGov.

 

Чем и как можно помочь

Профилактика буллинга и возможных зависимых состояний (от игры или стимуляторов) должна проводиться не эпизодически, а системно при участии учреждений образования, социальных служб и семьи.

Создание безопасной среды, поддержка молодых людей, внимание к их эмоциональному состоянию - эти задачи становятся особенно актуальными для родителей, педагогов школ, преподавателей колледжей и вузов. Только объединив усилия, можно защитить детей, подростков и молодых людей от тяжелых последствий и сделать социум более благополучным и безопасным.

Алёна ЦОЙ