Право

Помогут, направят, заинтересуют

Школьных психологов не надо бояться

Педагог-психолог таразской школы-гимназии № 7 Ольга Лаврова считает, что школьных психологов не стоит бояться. Ведь они действуют по строго утвержденному плану и только при письменном согласии родителей ребенка. Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение предполагает учет индивидуальных особенностей, склонностей, характера учащихся, соблюдение норм этики.

 

- Модель взаимодействия «психолог - родители - учитель» - это система сотрудничества для профилактики и сопровождения детей с особенностями поведения и обучения. Ее цель - обеспечить согласованность действий взрослых, влияющих на ребенка, сформировать единый подход к требованиям, правилам и методам воспитания, повысить эффективность профилактики и коррекционной работы. Ведь важно создать безопасное и поддерживающее пространство для развития каждого ребенка. Принципами такой модели являются партнерство и равноправие, когда каждый участник (психолог, родитель, учитель) выступает экспертом в своей сфере: психолог - специалист mental-поддержки и диагностики; учитель - специалист образовательного процесса; родители - эксперты по ребенку и семейному контексту, - рассказывает Ольга Лаврова.

По ее словам, существуют единые требования и правила по реализации указанной модели. Взрослые договариваются о едином стиле реагирования, чтобы ребенок не получал противоречивых посланий, вроде «в школе нельзя, а дома можно». Соблюдаются конфиденциальность и этичность. Информация о ребенке передается строго в рамках профессиональной этики и только в необходимых объемах. Психологи, педагоги и родители вместе стараются оказать поддержку, а не обвинять друг друга. Любые трудности рассматриваются как зоны роста, а не «вина» ребенка, родителя или педагога.

- Здесь важна роль каждого участника. Школьный психолог проводит диагностику и наблюдение, формирует рекомендации и индивидуальный план поддержки, консультирует родителей и педагогов, проводит встречи и обсуждения, индивидуальные или групповые занятия с ребенком, отслеживает динамику и корректирует план. Немаловажна и роль учителя, который наблюдает за поведением ребенка в учебной среде, применяет согласованные стратегии и методы позитивной дисциплины, ведет краткие записи о трудностях и успехах ученика, информирует психолога и родителей о происходящем, создает образовательные условия (адаптацию к требованиям, рассадку детей за парты, микропаузы). Роль родителей в этой модели - предоставлять информацию о домашнем поведении, привычках, эмоциональном фоне в семье. Родители стараются соблюдать единые правила и поддерживать рекомендации психолога. Он также может участвовать в консультациях, тренингах, общих встречах, организует дома режим, эмоциональную поддержку, грамотную дисциплину. Родители отслеживают изменения в поведении ребенка и сообщает психологу о динамике. Алгоритм взаимодействия участников модели предусматривает несколько этапов. Так, при первичном выявлении проблемы инициатором выступают учитель или родители. Они оповещают психолога, если у ученика замечены трудности в поведении, снижение успеваемости, проблемы коммуникации, эмоциональная нестабильность. Психолог проводит первичную беседу с учителем и родителями. На этапе совместной диагностики и анализа ситуации психолог проводит диагностику ребенка, собирает данные у учителя, беседует с родителями. Учитель также предоставляет наблюдения, примеры ситуаций, заполненные чек-листы. Родители могут дать сведения о семейной ситуации, прошлом опыте, особенностях ребенка. Далее следует разработка индивидуального плана поддержки, который включает цели (поведенческие, эмоциональные, учебные); способы реагирования взрослых; поддерживающие мероприятия (тренинги, консультации, специальные упражнения), а также правила и последствия, которые будут едиными для всех взрослых, сроки и критерии эффективности. План этот утверждается всеми тремя сторонами, - отмечает О. Лаврова.

На этапе реализации плана учитель следует рекомендациям: стабильные правила, позитивная дисциплина, визуальные подсказки. Родители применяют те же правила дома, выполняет домашнюю часть плана (упражнения, эмоциональный диалог, режим). А психолог проводит занятия, консультирует, поддерживает связь с учителем и родителями. И это взаимодействие происходит регулярно, а не разово.

Далее на этапе мониторинга и корректировки каждые две-четыре недели проводится встреча сторон или обмен данными. Отслеживается динамика поведения, эмоциональное состояние ученика, успеваемость и успешность в школе, какие меры работают, а какие - нет. При необходимости индивидуальный план поддержки корректируется.

Форматы взаимодействия трех сторон воспитательного процесса могут быть также разными. Например, для всех участников проводятся совместные встречи: психолог - родители - учитель (офлайн или онлайн), командные консилиумы по ребенку. Для родителей проходят индивидуальные консультации, тренинги (как говорить о чувствах, как устанавливать границы). Проводятся и родительские собрания с психологическим блоком.

Для педагогов устраивают методические консультации, организуют семинары по управлению поведением, психологическому просвещению. А для ребенка также могут провести индивидуальные занятия, собирают группы навыков общения, организуют игровые, арт-терапевтические, релаксационные сессии.

Ольга Лаврова отметила также, что с началом текущего учебного года в школах Казахстана стартовала единая воспитательная программа «Адал азамат», призванная формировать у подрастающего поколения ценности честности, трудолюбия и ответственности. Эта инициатива становится одной из ключевых мер государственной профилактики девиантного поведения - агрессии, буллинга, склонности к правонарушениям среди школьников.

- Программа «Адал азамат», утвержденная приказом Министерства просвещения в мае 2025 года, охватывает все образовательные организации страны - государственные и частные. Это позволяет выстроить единый подход воспитательной работы и сделать профилактику поведенческих проблем системной. Важно, что в нее встроены специальные направления, посвященные защите и предупреждению отклонений от норм поведения. Например, «Буллингтен қорған!» - акция по профилактике буллинга; «Қауіпсіз қоғам» - формирование безопасной, устойчивой среды; «Цифрлық әлемде қауіпсіз қадам» - просветительская работа в цифровом пространстве, предотвращение интернет-рисков. Все эти элементы особенно важны, поскольку девиантное поведение зачастую начинает проявляться не только в офлайн-среде, но и через цифровые каналы, - поясняет психолог Ольга Лаврова.

Одной из сильных сторон программы «Адал азамат», по ее словам, является вовлечение всех участников воспитательного процесса: школы, родителей и государственных структур. Программа разработана совместно с 14 центральными органами власти, включая правоохранительные и медицинские службы.

Родительские комитеты трансформируются - теперь они не надежные партнеры педагогов в воспитании. Это сотрудничество усиливает ответственность родителей и помогает реагировать на ранние признаки проблем: если ребенок демонстрирует агрессию или социальную изоляцию, родители уже вовлечены и могут оперативно обратиться за поддержкой.

Программа «Адал азамат» предусматривает даже создание единого дизайн-кода для школьных пространств. Интерьеры окрашиваются с учетом шести ключевых ценностей «Адал азамат», размещаются мотивирующие цитаты, исторические образы, природные мотивы. Такие визуальные элементы формируют эстетическую и нравственную среду, способствуют спокойствию и общему культурному ориентиру. Именно позитивно организованное пространство может снижать уровень тревожности, агрессии и изоляции у учащихся - факторов, часто сопутствующих девиантному поведению.

Каждый месяц в рамках образовательной программы «Адал азамат» посвящен одной из тем: справедливости, трудолюбию, патриотизму и другим. Эти темы интегрируются в уроки, классные часы и внеклассные форматы: «Өнегелі 15 минут», национальные игры, музыкальные звонки в виде кюев и многое другое. Такая системная тематическая работа помогает развивать у детей моральное сознание, социальную эмпатию, чувство казахстанской принадлежности. Это тоже важная составляющая профилактики проявлений девиантности, ведь ребенок, понимающий важность справедливости и взаимопомощи, с меньшей вероятностью пойдет на агрессивные или асоциальные шаги.

Для эффективной работы по новой программе педагоги и заместители директоров школ по воспитательной работе получили методические пособия. Проведены специальные курсы для учителей из частных школ, которые ранее могли быть вне традиционных государственных воспитательных инициатив. Кроме того, в рамках программ Министерства просвещения РК действуют специализированные программы профилактики аутодеструктивного поведения среди школьников с психологическими занятиями, диагностикой, темами обсуждения на родительских собраниях. Это позволяет реагировать не только на внешние признаки несоблюдения норм поведения, но и на внутренние риски: тревога, суицидальные наклонности, агрессивность, которые могут привести к серьезным последствиям.

- Таким образом, «Адал азамат» - это не просто воспитательная программа, а стратегический инструмент профилактики девиантного поведения. Она работает на нескольких уровнях: ценностное воспитание через национальные ориентиры; инклюзивность - вовлечение родителей и общества; безопасная среда - дизайн, тематические месяцы, профилактические проекты; психологическая поддержка - работа с аутодеструктивностью; сотрудничество с госструктурами - правоохранительные, медицинские службы вовлечены системно. Благодаря такому многоуровневому подходу школы у нас в Казахстане получают мощный механизм для ранней диагностики и коррекции девиантного поведения. Программа «Адал азамат» - это вклад не только в академические результаты, но и в нравственное и социальное благополучие молодежи, что в долгосрочной перспективе укрепляет весь общественный строй, - подытожила психолог Ольга Лаврова.

Подготовила Лариса ГУБАШЕВА